Головоломка

Мультфильм «Головоломка» в свое время вызвал множество обсуждений из-за необычного сюжета. Ведь главными героями в нем являются не люди или животные, а эмоции. Да и действие, в основном, протекает внутри психики, а не в условиях объективной реальности.

Сюжет разворачивается вокруг 11-летней девочки Райли и ее базовых эмоций — Радости, Печали, Гнева, Страха и Брезгливости. Они живут в Мозговом центре Райли и определяют ее поведение. Там же формируются воспоминания, основные из которых становятся базой для личности Райли.

Удивительно, как точно авторам удалось передать основы психологии эмоций!

Ведь, действительно, именно знаковые события, отмеченные сильными эмоциональными реакциями, оказывают на личность человека самое серьезное влияние, приводя к становлению черт характера.

Эмоции живут дружно, пока Райли с родителями не переезжают из Миннесоты, что разрушает жизнь девочки. Между Печалью и Радостью случается конфликт: Печаль пытается изменить эмоциональную окраску воспоминаний из Миннесоты, а Радость — не допустить этого.

В результате ссоры и Радость, и Печаль, и базовые воспоминания, формирующие личность Райли, оказываются в Долговременной памяти. Лишившись их, девочка остается под воздействием Гнева, Страха и Брезгливости, стороны ее личности начинают разрушаться. В итоге она впадает в апатию и принимает решение уйти от родителей, чтобы вернуться домой, в Миннесоту.

Почему так важно давать эмоциям место

Анализируя эту часть мультфильма, мы наблюдаем пример воздействия на личность сильного стресса. Как часто в трудной ситуации мы призываем близких «не переживать» и «настроиться на позитив»! Сюжет «Головоломки» наглядно показывает, к чему может привести такая установка. Подавление печали, чье появление на фоне переезда и потери друзей вполне нормально, приводит к тому, что близкие Райли не видят ее нуждающейся в помощи. Но напряжение требует выхода, и на ведущие роли выходят иные эмоции — гнев, страх, брезгливость.

Их доминирование искажает само восприятие реальности Райли и ее поведение, чуть не разрушает отношения с семьей.

Она фактически эмоционально выгорает, поскольку вообще перестает чувствовать что-либо, и потому принимает необоснованное, опасное решение. Представьте, к чему в реальной жизни мог привести уход из дома 11-летней девочки? К самым трагическим последствиям.

Какая самая важная эмоция?

Все это время Радость и Печаль пытаются вернуться в Мозговой центр. В начале пути Радость относится к Печали пренебрежительно, считая себя самой важной эмоцией Райли. Но к кульминации мультфильма Радость осознает, что у Печали значимая роль — она формирует связи между близкими людьми, подает им знак о том, что девочке плохо и ее нужно утешить и поддержать. 

В итоге Радость отдает Печали пульт управления поведением Райли, та возвращается домой и мирится с родителями, которые наконец понимают переживания дочери. Это важнейший момент мультфильма, заключающий в себе его главный посыл: все эмоции значимы, ни одна из них не является второстепенной или лишней.

При этом отметим, что в «Головоломке» эмоции демонстрируются как самостоятельные субъекты, управляющие поведением человека. В настоящей жизни все не так просто. 

Ребенок не рождается с пониманием того, когда и какие эмоции будут адекватны. 

Ему доступны лишь элементарные реакции: вижу маму, сытый, чистый — радуюсь; мамы нет, голодно, сыро — злюсь; резкий звук — боюсь, и т.п.

Грустить это плохо?

А вот в социальных ситуациях именно мы, взрослые, транслируем ребенку установки, касающиеся «одобряемых» эмоций в каждый конкретный момент. 

Последите за собой и своим ребенком — как вы реагируете на различные события? Какая эмоция возникает у вас в ответ на проигрыш — гнев или печаль? А в ответ на потерю или разлуку? Новый жизненный вызов рождает у вас радостный энтузиазм или страх перед возможной неудачей? 

Что с «отрицательными» эмоциями — вы даете им место в своей жизни или стремитесь поскорее переключиться? Заметили ли вы сходство между своими реакциями и переживаниями ваших детей?

Вот и в ситуации Райли не просто так Радость стремится доминировать и руководить прочими эмоциями. Изначально у девочки есть неосознаваемая установка на то, что печалиться — это плохо. Счастье Райли в том, что ее эмоции «обучаются» гармонично сосуществовать в детстве, до наступления переходного возраста.

Еще один важный момент мультфильма ждет нас в самом конце, когда Райли подрастает. Мы видим усложнение ее личности и переживаний — теперь воспоминания девочки имеют новую окраску, говорящую о том, они связаны не с одной эмоцией, а с целым спектром чувств. Всем родителям надо быть готовыми к тому, что это произойдет и с их детьми. 

Когда-то непосредственные и открытые малыши неожиданно превратятся в почти взрослых людей со своей непростой внутренней жизнью. Это и грустно, и радостно одновременно — ведь такие перемены являются показателем взросления.

Что можно обсудить с ребенком после просмотра «Головоломки»?

В первую очередь, значимость всех эмоций, а также ситуации для их адекватного проявления. Например, можно спросить у детей, что бы они испытывали при переезде в другой город или при смене школы? Если бы друг нашел себе новую компанию и отдалился? Или в ситуации оценки и публичного выступления? 

Все эти сцены есть в мультфильме, и вы можете сравнить поведение Райли и вашего ребенка. Это обсуждение выполнит еще и функцию развития эмоционального интеллекта — дети будут учиться распознавать и обозначать базовые эмоции.

Главное, что нужно донести до ребенка, посмотревшего этот мультфильм, — важность каждого переживания. Убедите его, что примите любую его эмоцию, что он имеет право злиться, грустить, обижаться. И, конечно, демонстрируйте свое понимание переживаний ребенка каждый день. 

Вот чему учит нас «Головоломка» — даже отрицательные чувства помогают нам стать ближе друг к другу, если мы открыты и не боимся показать окружающим свои настоящие эмоции.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Запуск речи: специалист или родитель?
4 месяца назад
Запуск речи: специалист или родитель?

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, которые произнес малыш. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка. Первая мысль родителей: можно заниматься запуском речи с ребенком дома, […]

Репка
6 месяцев назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Как проходит диагностика онлайн
8 месяцев назад
Как проходит диагностика онлайн

Онлайн логопедия: миф или реальность? До недавнего времени большинство родителей представляли себе логопеда женщиной в белом халате в поликлинике в скучном кабинете, с зондами в руках и кучей картинок на столе. Время прошло, и логопед плавно, кроме опыта и знаний, приобрел навык включать в себе детского аниматора, чтобы ребенку было не только полезно, но и […]

Артикуляционная диспраксия
4 месяца назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
5 месяцев назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
8 месяцев назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]