Запуск речи: специалист или родитель?
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, которые произнес малыш. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Первая мысль родителей: можно заниматься запуском речи с ребенком дома, своими силами. В интернете много видеороликов и методических пособий — есть, из чего выбрать.
Проведение занятий с собственным ребенком при всей внешней простоте действий имеет много минусов. О них поговорим в этой статье.

Что может скрываться за отсутствием речи?
В основе речевого нарушения всегда лежит сбой, нарушение работы нервной системы. Мы привыкли думать, что причины патологии нервной системы ребенка вызывается нарушениями во время беременности, родов, наследственностью, то есть факторами органическими.
Но часто забываются внешние, социально-психологические факторы:
- сенсорная
- коммуникативная
- эмоциональная депривация
- психотравмы (а они тоже вызывают сбои в нервной системе)
- стрессы
Эти причины часто упускаются из внимания даже логопедами и неврологами.
Случаи, когда ребенок не разговаривает из-за острой или хронической психотравмы, социально-педагогической запущенности, депривации просто нигде не учитываются, ведь официальные диагнозы все те же: РАС, алалия, ЗПРР, ЗРР, ОНР.
Логопед часто становится тем специалистом, который первый замечает не только речевые нарушения, а видит причины этих нарушений и направляет родителей к смежным специалистам.
Почему не работают курсы и марафоны
Любой инфопродукт рассчитан на массовое потребление. Даже самые лучшие курсы у именитых логопедов не заменят индивидуальной диагностики и персональной программы только для вашего ребенка.
Родитель не знает, на что обратить внимание при выборе игр и упражнений, может неправильно дать инструкцию ребенку, упустить что-то важное.
Логопед в своей практике сталкивается с разными детьми, поэтому:
- знает как адаптировать материал к особенностям конкретного ребенка,
- дает четкие, выверенные множеством занятий инструкции,
- предвидит возможные трудности,
- может поддержать родителей,
- логопед на занятиях занимается не только речью, но и развивает высшие психические функции.
Занятия мамы-специалиста со своим ребенком –– тоже не лучший вариант
Родителю, который имеет профильное образование (логопедическое, дефектологическое, психологическое) и «умом» понимает, что именно и как нужно делать с ребенком, сложно внутри себя провести границу –– разделить специалиста и родителя.
Получается борьба мотивов и ролей, что создает внутреннее напряжение, невротизирует и родителя, и ребенка. В то же время, такой маме вдвойне сложно доверить своего ребенка кому-то другому, ведь этот «другой» может не соответствовать ее профессиональным взглядам.
В профессиональной среде можно найти много специалистов, которые проводят занятия со своими детьми. И вокруг этого выбора много споров, вспомнить хотя бы поговорку про сапожника без сапог. Не зря существуют этические кодексы врачей и психологов, которые запрещают консультировать и лечить своих родных и близких.
Специалист и врач должны сохранять холодный рассудок, уметь держать профессиональные границы и личную непредвзятость, чего невозможно добиться, когда мама-специалист пытается заниматься с собственным ребенком.
Когда занятия со своим ребенком вредны?
При негармоничных детско-родительских отношениях, психологических проблемах родителей: например, родителю тяжело «отпустить» ребенка от себя, доверить его специалисту.
Для таких родителей проводить занятия своими силами совсем неправильно, поскольку с большой вероятностью семейная дисфункция лежит в основе проблем развития и неговорения ребенка, и в процессе «самодеятельности» ее пагубное действие только усугубится и нанесет вред ребенку.

Что может делать родитель для запуска речи собственного ребенка?
- Развивать свой эмоциональный интеллект, прорабатывать свои собственные эмоциональные состояния и ожидания, в том числе с психологом, если есть такая необходимость.
- Корректировать свой стиль воспитания.
- Учиться контейнировать эмоции собственного ребенка.
- Давать себе отдых.
- Проводить время с собственным ребенком. Обязательно так, чтобы это было в удовольствие всем. Не играть из-под палки, а делать то, что нравится самому родителю. Ребенок чувствует, настоящая эмоция или нет. Для его развития намного важнее опыт того,как значимый взрослый получает удовольствие от какого-то занятия, чем выучить по картинке, как выглядит коза или утка.
- Приучать ребенка к самостоятельности в тех повседневных делах, которые малышу по силам: ходить на горшок, одеваться, раздеваться, есть, поливать цветы, подметать пол, убирать крошки со стола, кормить домашних животных и так далее. Тем самым формировать семейную роль, включать в семейное взаимодействие.
- Стараться обеспечить разнообразный сенсорный опыт в реальной среде без фанатизма. Например, утку лучше посмотреть в парке, чем на картинке. Обязательно играйте в игры с телесным контактом, обнимайте ребенка. Здесь важно учитывать особенности ребенка, важно, чтобы не было сенсорной перегрузки.
- Действия и интересные объекты желательно ненавязчиво проговаривать. Информацией лучше насыщать ребенка во время совместного приятного времяпровождения. Так у него будет формироваться мотив к познанию и общению.
Если все же делаете с ребенком упражнения — делайте вместе с ним, в качестве игры, ради забавы, в кайф, не выходя из роли близкого взрослого. Не превращайтесь в педагога или логопеда.