Как мотивировать ребенка заниматься?

Родитель знает, что самое трудное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Иногда дети не хотят заниматься. Даже когда занятия нравятся, они могут уставать, терять мотивацию и уверенность в своих силах. Не стоит заставлять детей учиться. Что же делать? Как увлечь ребенка?

Сегодня мы поговорим о способах мотивации, которые помогут поддерживать интерес ребенка к самым разным занятиям.

Мотивация 

Мотивация — это импульс, который побуждает человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию.

Ругань, наказания и низкие оценки формируют отрицательную мотивацию.

Внутренняя мотивация, в отличие от внешней — это когда человек сам так решил, когда ему самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия — это внутренняя мотивация, а ради участия в соревнованиях — внешняя.

Мотивация устойчива при удовлетворении базовых потребностей, например, утолении голода. При неустойчивой мотивации человеку нужна постоянная поддержка. Например, нам трудно регулярно поддерживать определенный образ жизни, который поможет избавиться от лишних килограммов.

Как работает мотивация

Допустим у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:

потребность в игре → ребенок удовлетворяет потребность

Рассмотрим другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате. Теперь приходится заниматься делом, интереса к которому нет, и которое непосредственно не удовлетворяет изначальную потребность.

потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена

Мотивация работает как на базе «хочу», так и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте. У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

В этом возрасте лучше мотивировать поощрением, чтобы закрепить результат. Схема работает так:

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

Получение похвалы или высокой оценки достигает пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

Чем старше ребенок, тем сложнее работает мотивационная сфера. Внутренние мотивы начинают доминировать над внешними. В подростковом возрасте важно удовлетворить потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

Рассмотрим подробнее 6 способов мотивировать дошкольника

1. Ближняя мотивация. Мозг ребёнка в 5−6 лет работает так, что значимо только «здесь и сейчас». Поэтому дошкольник не будет заниматься тем, что не интересно сейчас, но принесет пользу в будущем. 

Помогают ребенку идти к полезным привычкам и большим целям маленькими шагами достигаторы. Это красивые и полезные тематические плакаты. Они помогают превратить занятия в привычку и проработать навыки, которые ребенку даются сложнее. На каждом достигаторе есть кружочки, звездочки, квадратики и т. д. для закрашивания. 

Принцип такой: выполнил задание — закрась звездочку.

Полезные и красочные достигаторы нравятся малышам. Предложите ребенку достигатор вместе с первым заданием. Распечатайте и повесьте рядом с тем местом, где вы обычно занимаетесь: например, над столиком. Теперь у малыша перед глазами всегда будет наглядное доказательство того, что он движется к большой цели по чуть-чуть.

С достигаторами ребенок получает дополнительный стимул заниматься: выполнил задание — закрасил кружок на плакате. Ребенок убедился, что справился, а родители уверены, что обучение получится пройти до конца.

2. Вещественное поощрение. Награждайте ребeнка за успехи в игре и учебе мелкими сувенирами — наклейками или значками. Малыши обожают наклейки, поэтому такой «приз» им точно понравится. При этом вещественное поощрение привязывает к результату, а не к процессу, поэтому не злоупотребляйте этим способом. Дети быстро привыкают к подаркам и начинают их ждать.

3. Эмоциональный мотив. Для дошкольников важна положительная оценка окружающих, поэтому радуйтесь успехам малыша. Хвалите ребенка даже за самое маленькое достижение и просто за то, что он постарался. Похвала мотивирует малыша продолжать занятия и повышает уверенность в себе. Во время занятий делайте акцент на том, что у ребенка получилось лучше, чем в прошлый раз. Такой подход поможет всегда поддерживать интерес к занятиям. Кроме вербального способа похвалы, есть и другие. Можно отмечать правильные задания ручкой зеленого цвета или писать на каждом листе «Молодец!». 

4. Самоутверждение и подражание взрослым. В ролевой игре ребенок осознает себя и стремится к признанию — дайте ему примерить роли учителя, врача или родителя. Во время игры дети познают себя, проявляют инициативу, развивают воображение и силу воли. Поэтому любое обучение желательно превращать в игру — тогда ребенок легче запомнит и поймет новые темы.

5. Нравственный мотив. Дети 5−6 лет сталкиваются с вопросом: «Что такое хорошо, а что такое плохо». Им нравится быть полезными, помогать другим. Такую мотивацию полезно использовать для развития практических навыков: помочь маме протереть пыль или посчитать яблоки для пирога. Не злоупотребляйте оценочными суждениями, чтобы у ребенка не выработалась зависимость от мнения окружающих. Самое главное для малыша чувствовать, что в семье его любят не за хорошие поступки, а просто так.

Нравственный мотив эффективен и не вреден прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло.

Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и, поскольку наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

6. Условно-познавательный мотив. Используйте для мотивации любопытство ребенка. Например, заинтригуйте его рассказом о герое, с которым он познакомится во время чтения новой сказки. Эта мотивация здорово работает с малышами — они не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ на рифмованную загадку: Кто один имеет рог? Отгадайте? Носорог!

Какие мотивы можно добавить для школьника

1. Забота. Иногда для поддержки мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Например: Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо «нарезать» ему эту работу на «съедобные» кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут. Через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний. Раньше это всем казалось  фантастикой.

2. Парадоксальные награды. Это когда человек ожидал, что его начнут заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в таком случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам расстроился и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. 

3. «Сделал!». «Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг тренирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

Попробуйте почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. 

Это здорово умеют хорошие тренеры — именно у таких «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

4. Поддержка внутренней мотивации. Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до концертов еще далеко. Как быть? 

Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее.

Постепенно формируется образ «себя-скрипача» пока ты играешь, «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. Внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха — хороший учитель. Но и родители тоже важны.

5. Коллективная и семейная мотивация. Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и то, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

Дорогие родители, хвалите ребенка, радуйтесь его успехам и поддерживайте, когда он совершает ошибки. Чтобы ребенок чувствовал себя мотивированным, позвольте ему получать удовольствие от того, что делает.

Внутренне мотивированный ребенок интересуется самим процессом учения, ему интересна задача, и он получает удовольствие от её решения. Он нацелен на то, чтобы в первую очередь что-то делать. Помогайте ребенку раскрыться, развить явные и скрытые таланты, вдохновляйте его — и он не раз удивит вас своими успехами.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Запуск речи: специалист или родитель?
4 месяца назад
Запуск речи: специалист или родитель?

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, которые произнес малыш. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка. Первая мысль родителей: можно заниматься запуском речи с ребенком дома, […]

Репка
6 месяцев назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Как проходит диагностика онлайн
8 месяцев назад
Как проходит диагностика онлайн

Онлайн логопедия: миф или реальность? До недавнего времени большинство родителей представляли себе логопеда женщиной в белом халате в поликлинике в скучном кабинете, с зондами в руках и кучей картинок на столе. Время прошло, и логопед плавно, кроме опыта и знаний, приобрел навык включать в себе детского аниматора, чтобы ребенку было не только полезно, но и […]

Артикуляционная диспраксия
4 месяца назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
5 месяцев назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
8 месяцев назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]