Колобок
Кто не знает душераздирающую историю Колобка? Пожалуй, с ней знаком каждый — и не только в нашей стране, но практически по всему миру. Лингвисты и культурологи говорят о наличии нескольких десятков вариантов этой сказки — так, в Беларуси детям рассказывают о «сбежавшем пироге», в Англии — о «Джонни-пончике», в Ирландии — о «завороженном пудинге» и др.
Если такой сюжет распространен настолько широко, значит, он несет в себе некое важное послание. Давайте разбираться, какое.

В силу известности сказки мы не будем пересказывать ее сюжет, а обратимся сразу к разбору скрытого смысла повествования. Самым маленьким детям взрослые, читая про Колобка, указывают на необходимость слушаться родителей, не убегать от них, не разговаривать с незнакомцами и не доверять им.
В ином случае ребенка, конечно, не съедят, как Лиса Колобка, но последствия могут быть плачевными и даже трагичными. Это значимые моменты для безопасности малыша, но вряд ли ради их передачи последующим поколениям эта сказка веками передавалась из уст в уста.
Удобный ребенок?
Психоаналитики, обсуждая сюжет «Колобка», видят в нем метафорическое изображение ситуации рождения ребенка родителями «для себя». Дед и Бабка в этом случае предстают как отцовская и материнская фигуры.
Наверняка вы встречали такие семьи, где с раннего детства ребенок используется для реализации собственных стремлений родителя, его потребностей и желаний. При этом воля и мечты самого ребенка не принимаются в расчет, самостоятельность не поддерживается.

Такой сценарий нередко встречается в профессиональных династиях, где у детей фактически нет выбора, кем становиться во взрослом возрасте.
Подобное бессознательное отношение к ребенку имеет место и у родителей, видящих в малышах будущих звезд спорта или шоу-бизнеса и посвящающих свою жизнь «развитию таланта» сына или дочери.
Да и в «обычных» семьях мы часто встречаем невысказанное желание сделать ребенка удобным и соответствующим ожиданиям матери и отца.
Роль жертвы
Такая трактовка, несомненно, интересна. Судя по окончанию истории, она учит нас тому, что роль жертвы, сформированная в родительской семье, будет отыгрываться и в других отношениях.
Вспомним, что Колобок — это только голова. У него нет ни тела, ни конечностей. Другими словами, за всю свою жизнь вне дома он так и не смог стать автономным, способным к самостоятельным действиям.
Из раза в раз он повторяет один и тот же сценарий поведения — убегает, дразнит (соблазняет) и снова убегает, не интегрируя новый опыт, чтоб в итоге все же довести этот сценарий до его логического завершения и быть съеденным Лисой.
Отметим, что Колобок был рожден и уничтожен женскими фигурами — Бабка-мать словно изначально готовила его к этому, однако он «принял смерть» не от нее. Согласитесь, напоминает связку «муж — жена — свекровь», внутри которой женщины перманентно сражаются за влияние на мужчину.
Символизм сказки
Возможно, эта сказка — это символическое предупреждение человеку, вступающему в социальные отношения? Немного отойдя в сторону от психоаналитического толкования, рассмотрим другие аспекты жизненного пути Колобка.
На пути от дома к Лисе он встречает и иных персонажей. Первым становится Заяц — символ энергии, связанный с появлением новой жизни, приносящий детей (которых затем «находят в капусте»). Таким образом, Заяц — это метафора общества сверстников, таких же юных, как Колобок, только что покинувший отчий дом.

Итак, наш герой избегает «съедения» и родительскими фигурами, и сообществом ровесников, равных ему. Приглядываясь к этому эпизоду, вспомним про то, что и в реальной жизни окружающие люди теплее всего относятся к нам, если мы разделяем их ценности (то есть — отчасти «поглощаемся» ими). Это испытание было пройдено Колобком — или, говоря точнее, он с него сбежал.
То же справедливо и для последующих встреч с Волком (символом доблести, мужества и периода юношества) и Медведем (символом мудрости и периода взрослости).
Отметим, однако, что Колобок ничему не учится у тех, с кем встречается. Он уклоняется от тех вызовов, которые посылает ему жизнь, и выходит из каждых новых отношений таким же, каким вошел в них, повторяя свою неизменную песенку каждому встреченному персонажу.
Лиса — символ хитрости, женственности, эротики. Встреча с ней — это встреча мужского с женским. И вот тут Колобок не устоял, поддался на уговоры Лисы и был съеден. Раскрывая эту метафору, мы можем предположить, что, вступая в отношениях из инфантильной позиции, человек рискует быть «поглощенным» партнером.
Травматический детский опыт Колобка, рожденного для нужд родителей, не был им интегрирован и дополнен новым содержанием по мере взросления. В итоге к моменту создания партнерских отношений он подошел все тем же ребенком, хвастающимся своей кажущейся самостоятельностью, но внутренне зависмым от родительских фигур.
Гораздо более искушенная Лиса поглотила его личность, заместив ее собственной, — и у нас пропала надежда на то, что герой когда-либо поймет свое индивидуальное предназначение и найдет собственный, уникальный жизненный путь.
Подводя итоги, отметим, что описанная трактовка сказки, несомненно, слишком сложна для ребенка раннего и даже дошкольного возраста. Однако мы все же можем приблизить детей к пониманию ее скрытого смысла в обсуждении.
Предложите малышу подумать — как еще мог бы повести себя Колобок в отношениях с другими персонажами? Мог ли он не просто убегать, а пообщаться с ними и чему-то научиться у них? А что он мог бы дать в качестве платы за обучение Зайцу, Волку и Медведю? И как стоило повести себя с Лисой, чтоб не быть съеденным?