Навязанные роли

Если бы вам предложили охарактеризовать своего ребенка одним прилагательным, какое слово первым пришло бы вам на ум? Может быть, «упрямый»? Или «ленивый»? «Замкнутый»? «Послушный»?

Теперь постарайтесь вспомнить, когда вы начали думать о своем ребенке именно так. Что послужило отправной точкой для формирования вашего мнения? Возможно, упрямство впервые проявилось, когда восьмимесячный малыш отказался есть пюре из брокколи? А «ленивого» стали считать таковым, после того как он в полтора года не смог убрать за собой игрушки?

Нередко «послушные» дети могут оказаться излишне тревожными, а «замкнутые» — быть недоверчивыми к незнакомым людям в силу возраста.

Как часто мнение о ребенке складывается из случайных и не связанных между собой событий, которые мы интерпретируем как некую целостную картину (каковой они не являются)? Родители делятся своими наблюдениями друг с другом и с окружением семьи — и вот уже все близкие начинают подмечать признаки той или иной «черты характера».

Как формируются навязанные роли?

Дети — существа, зависимые от взрослых, безгранично доверяющие им. И поэтому родительские ожидания воспринимаются как руководство к действию: «Если папа и мама считают меня таким (подставьте любое прилагательное), я им безоговорочно поверю и начну всем своим поведением подкреплять имеющееся мнение».

Так и формируются навязанные роли. Причем они могут быть не только отрицательными — всем известны такие ярлыки, как «хорошая девочка», «талантливый мальчик», «одаренный ребенок», «мамина радость». 

Но и у этих, казалось бы, положительных, ролей есть оборотная сторона — они ограничивают потенциал ребенка, выстраивают рамки для его поведения, мешают спонтанности и креативности, а также открытому выражению переживаний.

У навязанных ролей, помимо перечисленного, есть еще и «магическая» способность создавать для ребенка своеобразный «стеклянный потолок», через который так нелегко пробиться, даже повзрослев. «Неудачнику» сложно поверить в себя и достичь успеха. «Неуклюжий» не сможет испытывать радости от спорта. «Послушная дочка» после окончания школы не решится пойти против воли родителей и выбрать себе образование по душе — и будет всю жизнь трудиться на нелюбимой работе.

У вас уже побежали мурашки от осознания того, как невинно начинается процесс навешивания ярлыков — и какие у него могут быть катастрофические последствия? Тогда давайте разбираться, как встать на сторону ребенка.

Как помочь ребенку избавиться от навязанных ролей

В первую очередь, необходимо оценить, какие именно роли уже есть у вашего ребенка и имеют ли они под собой реальное основание. Какие повторяющиеся формы поведения он демонстрирует в семье, с друзьями или в образовательном учреждении? Они ему помогают или мешают? Бывает ли так, что ребенок ведет себя иначе, не в соответствии с этой ролью?

Иногда крайне сложно оценить, что первично: то ли ребенок по природе чувствительный, то ли мы годами считали его обидчивым, а он, в конце концов, внутренне смирился. Но, независимо от ответа на этот вопрос, любым детям будет полезно взглянуть на себя с новой точки зрения и увидеть себя иным человеком. Это, безусловно, обогатит опыт ребенка и расширит его представление о собственных возможностях.

Подумайте: каким бы вы хотели, чтобы ваш ребенок видел себя? «Выдумщиком» — или обладателем развитого воображения? «Занудой» — или ответственным и надежным человеком?

Если вы задались целью помочь ребенку избавиться от навязанных ролей, вам следует искать как можно больше возможностей для демонстрации ему его нового образа. 

Например, ваш ребенок привык считать себя рассеянным. Тогда обязательно скажите ему о том, как гордитесь им в ситуации, когда он ничего не забыл (например, самостоятельно собрал портфель в школу или вовремя покормил собаку).

Старайтесь создавать ситуации, в которых ребенок взглянет на себя по-новому. Предложите «жадине» поровну разделить лакомство между всеми членами семьи. Дайте небольшое, но важное поручение тому, кого годами называли «безответственным» (может быть, вы доверите ему поход за хлебом или выбрасывание мусора).

Рассказывайте о достижениях ребенка своим близким — пусть все знают, что вчерашний «троечник» сдал доклад на «отлично». Делайте это так, чтобы ребенок вас слышал. Тогда он будет чаще испытывать гордость за себя, что поможет ему выйти из отрицательных навязанных ролей.

Покажите пример своим поведением — в схожих ситуациях ведите себя так, как бы предпочли, чтобы вел себя ваш ребенок: «Мне ужасно не хочется делать уборку в этом шкафу! Но я придумала — буду каждый день перебирать вещи только на одной полке, так управлюсь за неделю».

Если вы видите, что окружающие продолжают транслировать ребенку прежние представления о нем, поделитесь с ним своими воспоминаниями, опровергающими навязанные роли

Например, тому, кого называют «упертым», можно напомнить о ситуациях, в которых он пошел вам навстречу (и о том, какую вы тогда испытали благодарность).

И, наконец, если периодически ребенок ведет себя в соответствии с прежней ролью — не опускайте руки. Расскажите ему о том, что чувствуете и чего ожидаете от него. «Неряхе» можно сообщить о своем раздражении при виде его разбросанных вещей, а «грубияну» — о желании слышать просьбы в ином тоне.

Это невероятно сложная работа — помочь ребенку выйти за рамки навязанной роли и проявить себя по-новому. Родителям приходится демонстрировать просто чудеса терпения и выдержки, чтобы в критической ситуации не проворчать: «Ну ты как всегда…». Однако практически у каждого из нас есть воспоминания из детства, которые поддерживают веру в себя на протяжении всей жизни. Так и родительская убежденность в возможностях ребенка, не ограниченных никакими ролями, поможет ему видеть себя свободным и способным к любым достижениям.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Запуск речи: специалист или родитель?
4 месяца назад
Запуск речи: специалист или родитель?

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, которые произнес малыш. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка. Первая мысль родителей: можно заниматься запуском речи с ребенком дома, […]

Репка
6 месяцев назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Как проходит диагностика онлайн
8 месяцев назад
Как проходит диагностика онлайн

Онлайн логопедия: миф или реальность? До недавнего времени большинство родителей представляли себе логопеда женщиной в белом халате в поликлинике в скучном кабинете, с зондами в руках и кучей картинок на столе. Время прошло, и логопед плавно, кроме опыта и знаний, приобрел навык включать в себе детского аниматора, чтобы ребенку было не только полезно, но и […]

Артикуляционная диспраксия
4 месяца назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
5 месяцев назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
8 месяцев назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]