Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.
Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, и в одном человеке с легкостью уживаются, например, щедрость и лживость или ответственность и холодность. Так зачем же книги для детей искажают реальность?

Все дело в задачах этого возраста и в особенностях психики ребенка. С одной стороны, примерно в 5 лет дети приобретают способность понимать нравственные категории. До этого они действуют импульсивно и эгоцентрично, не задумываясь о чувствах другого и о последствиях поступков.
Нормы взаимодействия в обществе
Если взрослые знакомят их с моральными установками («так нельзя, а вот так надо») и, самое главное, сами демонстрируют их в собственном поведении, в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает присваивать нормы взаимодействия в обществе.
Сначала ребенок понимает, что вслед за «плохими» поступками придут неприятные для него последствия. Несколько позднее, ближе к школе, особую значимость приобретают отношения — и тогда ребенок регулирует свое поведение ради того, чтобы не обидеть и не расстроить близкого человека.
Так вот, сказки, помимо прочего, призваны создать у ребенка четкий образ должного и порицаемого. Давайте рассмотрим эти образы на примере сказки К. Чуковского «Айболит».
Образ доктора Айболита
С первых строк не остается сомнений относительно того, кто тут положительный герой. Добрый доктор Айболит помогает животным и самоотверженно пускается в дальний путь, когда узнает о том, как страдают зверята в Африке.
Путь Героя не бывает простым, и Айболит сталкивается с «антигероями» — в данном стихотворении это враждебные силы природы (снег, град, море, горы). Но благодаря своей доброте Айболит получает помощь от животных — волков, кита и орлов, и добирается до Африки.
А там… «Десять ночей Айболит не ест, не пьёт и не спит, десять ночей подряд он лечит несчастных зверят». Все, конечно, завершается благополучно — животные здоровы и славят доброго доктора.
Итак, каков посыл у этой сказки?
Сама по себе установка вполне жизнеспособная; существуя рядом с другими людьми, мы не можем оставаться свободными от них. Общество стимулирует взаимовыручку и воспитывает в детях готовность прийти на помощь ближнему с самого раннего детства. Подобный коллективизм был особенно характерен для нашей страны в период СССР.
Жизнь для других
Сейчас мы уже знаем о пагубных последствиях «жизни для других». Не зря у Айболит не то что семьи — даже дома нет. Корова и волчица приходят к нему на прием под дерево. Читая «Айболита» детям, укажите на то, что у доктора (как и у всех людей) обычно есть личная жизнь, и ему необходимо отдыхать, чтобы с новыми силами помогать окружающим.
Ведь до сих пор некоторые наши сограждане возмущаются тому, что врачи, педагоги и психологи имеют наглость брать деньги за свои услуги и не оказывают помощь моментально. Обсуждение рассматриваемой сказки в предлагаемом выше ключе предотвратит так часто встречающееся потребительское отношение к людям помогающих профессий.
Бармалей — злодей?
Если в «Айболите» «плохие» силы представлены не столь явно, то в другом произведении К. Чуковского про доброго доктора все гораздо более четко. Речь о сказке «Бармалей».
Тут уж образ антигероя нарисован очень ярко: «В Африке разбойник, в Африке злодей, в Африке ужасный Бар-ма-лей! Он бегает по Африке и кушает детей — гадкий, нехороший, жадный Бармалей!». Мало кому захочется ассоциировать себя с подобным персонажем, и в этом и состоит одна из задач сказки — вызвать у маленького читателя отвращение к «плохим» поступкам.

Кроме того, эта сказка воспитывает вежливость и благодарность. Айболит бросается спасать Таню и Ваню, которых Бармалей хочет съесть. Действует доктор исключительно при помощи мягких уговоров, а когда они не срабатывают, на помощь приходит крокодил, помнящий о доброте Айболита.
Так дети получают следующую установку: «Не защищайся агрессивно, действуй мягко. Тебе помогут». Адаптивна ли она? Не всегда, по крайней мере, пока мы живем в реальности России 21-ого века.
Читая Айболита, неплохо было бы подчеркнуть, что крокодилу — таки пришлось съесть Бармалея ради спасения детей, и иногда нет ничего зазорного в том, чтобы выпустить наружу внутреннего крокодила (речь не о насилии, а об умении отстаивать свои границы, иногда жестко, но твердо).
Раскаяние Бармалея
Важный момент — раскаяние Бармалея, которого в итоге крокодил отпускает. Тут тоже есть, о чем поговорить с детьми, в частности, — о важности прощения. Расскажите им, что отношения можно восстановить даже после серьезного проступка, извинившись, признав свою ответственность и показав готовность устранить последствия.
Демонстрируйте это и в своем поведении, извиняйтесь перед ребенком, если чувствуете вину, и не бойтесь потерять авторитет, — напротив, так вы его только укрепите.
В завершении рассмотрим эпизод «Айболита», выбивающий многих родителей из колеи, — историю про зайчика, которому трамваем «перерезало ножки». Доктор, конечно, спас малыша и пришил ему «новые ножки» (вопрос о том, где Айболит взял эти самые новые ножки, повисает в воздухе).
Несмотря на наши страхи, данный сюжет не травмирует обычного ребенка. Он не представляет себе картину перерезанных трамваем ног так реалистично, как мы с вами.
Возможность вернуть зайчику способность ходить в восприятии ребенка является еще одним доказательством всемогущества доброго доктора.
Как читать сказку
Если читаете сказку малышам 2-4 лет, не акцентируйте внимание на деталях — читайте этот отрывок без комментариев (если возникают вопросы — отвечайте кратко). С детьми постарше можно, опираясь на сказку, обсудить необходимость соблюдения правил дорожного движения и подчеркнуть, что в реальности последствия «бега по дорожке» могут быть куда серьезнее (однако не увлекайтесь описанием кровавых подробностей).
Совсем пропустить эту часть сказки будет обоснованным, если у вас очень чувствительный, эмоциональный ребенок, склонный к страхам и тревоге. И точно не стоит читать ее детям с психиатрическими диагнозами.
Чему учит сказка
Итак, сказки для дошкольников, подобные упомянутым произведениям К. Чуковского, имеют особую цель — формирование социально приемлемых форм поведения, морально-нравственных установок, четких образов желательного и нежелательного.
Нам необходимо знакомить ребенка с ними, чтобы у малыша появилось понимание категорий «плохо» и «хорошо», «добро» и «зло». Но уже с самыми маленькими мы можем начать обсуждать реальность, так сильно отличающуюся от сказок. Ведь папа иногда Айболит, а иногда Бармалей. Да и мама то волшебница, то ведьма…