Образ будущего ребенка

Недавно мы поднимали тему навязанных ролей, а теперь поговорим о близком понятии, в формировании которого навязанные роли принимают активное участие, — об образе ребенка вообще и его будущего в частности.

Хотя образ ребенка — это, в первую очередь, чувственное, эмоциональное явление, в его становлении играют роль и память, и воображение, и мышление. Он начинает складываться еще до беременности. Как правило, он более четкий и яркий у женщин — ведь девочек уже с детства стимулируют к играм в «дочки-матери». Но и у будущих пап, несомненно, есть некий образ ребенка, с которым они подходят к отцовству.

Что же влияет на образ ребенка? Собственный жизненный опыт родителей, мечты и нереализованные фантазии, семейные сценарии, актуальная культура общества в целом.

Все перечисленное помогает представить: какой мой ребенок сейчас, каким я хочу его видеть в будущем, что я могу для этого сделать сегодня?

Хотя мы условно разделяем представление о ребенке на «образ в прошлом», «образ в настоящем» и «образ в будущем», на деле это практически невозможно. Исходя из наших воспоминаний, мы интерпретируем его поведение здесь и сейчас, реагируем на него определенным образом и осмысливаем в плане представления о будущем ребенка. 

Например, если родитель растит «чемпиона по боксу», драка в школе может и не повлечь за собой никакого наказания (возможно, даже вызовет гордость). А вот в том случае, если мы видим в ребенке продолжателя семейной династии дипломатов, подобное поведение вряд ли приведет к похвале и, скорее всего, встретит порицание.

В психике нет ничего лишнего, и образ ребенка выполняет важную функцию. Как мы сказали ранее, исходя из того, кого и в каких условиях мы воспитываем, мы выстраиваем свое поведение по отношению к ребенку.

Большое значение имеют не только и не столько слова, сколько наши эмоциональные реакции на детей и то, что они делают.

Отслеживая родительские представления о себе, дети формируют образ собственного Я. Мальчик или девочка? Беспомощный или самостоятельный? «Послушный» или «Хулиган»? «Умница» или «Недотепа»? И позже этот образ себя ребенок несет в широкий мир за пределами семьи.

Что касается образа будущего ребенка, то, опираясь на него, и родители, и, позже, сам ребенок предпринимают определенные действия ради достижения неких целей и приближения этого желаемого будущего. 

В идеале логика выстраивается следующим образом: мы видим реальные способности и возможности ребенка, на их основе формируем ожидания относительно его будущего и планируем шаги по их воплощению в реальность.

Однако, такой вариант развития событий встречается нечасто. Все потому, что на образ ребенка и его будущего влияют неосознанные нами фантазии, установки, собственные детские обиды, нереализованные амбиции, а также отношение окружающих к вам и самому ребенку. 

Мы не всегда можем отделить особенности ребенка от наших субъективных представлений о нем — и вот в этот момент и формируются навязанные роли, о которых мы подробно говорим в другой статье. Они ограничивают ребенка и его спонтанность, мешают ему познать себя и раскрыть свой потенциал.

Опасность еще и в том, что в силу возраста ребенок воспринимает родительское представление о себе не критично, и потому даже самые нереалистичные и неприятные аспекты отношения к нему и его будущему принимаются им без сомнений. 

С этими глубинными, «проглоченными» без критики представлениями труднее всего работать — и именно они во взрослом возрасте больше всего затрудняют самореализацию и путь к себе.

В связи с этим родителю необходимо быть очень чутким к своему поведению и словам в адрес ребенка, отслеживая — в данный момент я действую из реалистичного представления о нем или навязываю субъективный образ? 

Осознавать имеющийся у вас образ будущего ребенка крайне важно. Возможно, даже стоить описать его на бумаге. Это поможет отделить фантазии от обоснованных ожиданий, увидеть свое поведение и его влияние на ребенка со стороны.

Подводя итоги, подчеркнем, что самый главный аспект образа будущего ребенка — это счастье. Не на свои мечты мы должны ориентироваться, думая о том, что ждет наших детей, а на них самих и их благополучие. Но не всегда «мама знает, что лучше». Чем старше ребенок, тем больше ответственности мы должны отдавать ему в выстраивании образа собственного будущего. И однажды нам, родителям, останется только принять этот образ. 

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Артикуляционная диспраксия
8 месяцев назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
9 месяцев назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
11 месяцев назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
12 месяцев назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Нормы речевого развития
1 год назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]

Репка
10 месяцев назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]