Общее недоразвитие речи. Что это?

Часто бывает так: родители пообщались с логопедом после обследования ребёнка, но так и не поняли, а какой диагноз поставил ребёнку логопед и что он означает. Как вообще читать диагнозы? Давайте разбираться.

Начнём с того, что логопеды не ставят диагнозы — этим занимаются врачи, — а пишут логопедические заключения.

Какими бывают логопедические заключения

В логопедическом заключении логопеды используют две классификации речевых нарушений: психолого-педагогическую и клинико-педагогическую

  • Психолого-педагогическая классификация предназначена для детских образовательных учреждений, в которых есть логопед или логопедическая группа. Эта классификация помогает определить детей в группы по сходным нарушениям. В индивидуальной работе эта классификация сама по себе не информативна. 
  • Клинико-педагогическая классификация помогает определить механизм нарушения речи и выстроить коррекционную работу для конкретного ребёнка. 

Что означает заключение «ОНР»

Общее недоразвитие речи или ОНР, — это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте» [Логопедия, под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995 г.]. 

Это заключение относится к психолого-педагогической классификации и означает, что у ребёнка есть симптомы (проявления) нарушения речи. Такую картину дают многие речевые нарушения, особенно если родители не развивают речь ребёнка до 5 лет.

В заключении после «ОНР» логопед должен обязательно указать, чем обусловлено речевое недоразвитие.

В этом поможет клинико-педагогическая классификация. 

ОНР может быть симптомом при различных речевых расстройствах:

  • моторной или сенсорной алалии
  • детской афазии
  • дизартрии
  • вербальной агнозии

Без использования этих терминов логопеду будет непонятно, какие коррекционные методики применять в каждом конкретном случае. Между классификациями нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбору средств коррекции.

Как ОНР проявляется у ребёнка

Общее недоразвитие речи выражается в различной степени: от полного отсутствия до незначительных отклонений в развитии речи.

У детей с ОНР есть типичные проявления, которые, несмотря на различную природу дефектов, указывают на системные нарушения речевой деятельности:

  • позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
  • ребенок после 5 лет допускает много грамматических ошибок в речи и не выговаривает многие звуки и слова;
  • экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок понимает обращённую к нему речь, но сам не может правильно выразить свои мысли;
  • речь малопонятна окружающим.

Уровни речевого развития

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень: отсутствие речи. Это группа так называемых «неговорящих детей». Тем не менее, у них есть «лепетная речь». Дети могут общаться звукоподражаниями: «му-му», «ав» и т.д.
  • II уровень. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Развитие речи и произношение таких детей значительно отстают от возрастной нормы.
  • III уровень: речь фразовая, развёрнутая, но в ней много грамматических ошибок, неточных слов. В речи ребёнка преобладают существительные и глаголы, при этом недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нарушено звукопроизношение, трудности в произнесении сложных слов. Описанные пробелы в развитии речи более отчетливо проявляются при обучении в школе, создавая  большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.
  • IV уровень: речь невнятная, звуки в речи недостаточно чёткие, ребёнок переставляет слоги и звуки в отдельных словах, сокращает окончания слов и употребляет неправильные падежные окончания.

Каждый уровень речевого развития характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и его вторичных проявлений, от которых зависит формирование компонентов речи. Переход с одного уровня на другой происходит с появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания.

Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

Что делать родителям, если у ребенка ОНР

Общее недоразвитие речи — это довольно неприятное, комплексное нарушение речи, которое, вполне можно преодолеть за 2-3 года — при условии систематической работы ряда специалистов. Кроме логопеда, ребенку с ОНР желательно получить консультации невролога, сурдолога и дефектолога. С отдельными проявлениями общего недоразвития речи поможет справиться  опытный логопед даже на онлайн занятиях. Онлайн можно исправить:

  • нарушение звукопроизношения,
  • нарушение слоговой структуры слова,
  • недоразвитие связной речи,
  • нарушение фонематического восприятия.
Вывод: не затягивайте с обращением к логопеду. Вашему ребёнку уже исполнилось 4 года и у него заметны речевые нарушения? Запишитесь на онлайн диагностику через платформу diagnostika.pro.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Запуск речи: специалист или родитель?
4 месяца назад
Запуск речи: специалист или родитель?

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, которые произнес малыш. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка. Первая мысль родителей: можно заниматься запуском речи с ребенком дома, […]

Репка
6 месяцев назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Как проходит диагностика онлайн
8 месяцев назад
Как проходит диагностика онлайн

Онлайн логопедия: миф или реальность? До недавнего времени большинство родителей представляли себе логопеда женщиной в белом халате в поликлинике в скучном кабинете, с зондами в руках и кучей картинок на столе. Время прошло, и логопед плавно, кроме опыта и знаний, приобрел навык включать в себе детского аниматора, чтобы ребенку было не только полезно, но и […]

Артикуляционная диспраксия
4 месяца назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
5 месяцев назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
8 месяцев назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]