Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке».

Где родители в сказке?

Думаем, напоминать сюжет нет необходимости. В сказке семь героев — дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и сама репка. Современным людям может показаться странным, что в сказке ничего не сказано о родителях девочки. Почему она живет с дедом и бабкой? 

Дело в том, что во времена господства крепостного права воспитание детей прародителями было обычной практикой — молодые и сильные матери и отцы вынуждены были работать, чтобы обеспечивать семьи.

Иными словами, в 18-19 веках сказка воспроизводила привычный для детей порядок жизни. Это, вероятно, помогало ребенку, скучающему по родителям, примириться с реальностью: «В нашей семье все так же, как у всех, значит, это нормально». Вы можете спросить у своего ребенка о том, где, по его мнению, родители девочки, а затем рассказать о том, как жили его сверстники в прошлом.

С другой стороны, сам сюжет сказки предполагает, что среди героев не должно быть «сильных» персонажей. Если бы с вытягиванием репки не справился глава семейства, это подорвало бы авторитет отцовской фигуры в глазах ребенка. Между тем, послание «Репки», которое могут считать самые маленькие слушатели, — о необходимости взаимопомощи и поддержки внутри семьи. 

Помогая друг другу, даже самые слабые способны совершить большое дело, с которым не справились бы в одиночку.

Именно поэтому решающую роль играет мышка — ее мизерный вклад способен переломить ход «борьбы с репкой».

Семейная иерархия

Подчеркнем, что в сказке речь идет о представителях одной семьи, одного рода. Ее сюжет направлен на прививание ребенку стремления к взаимопомощи именно внутри семьи. Кроме того, он знакомит детей с понятием семейной иерархии  — каждый предыдущий герой более сильный и значимый, чем последующий, и потому, услышав зов, никто не отказывается от участия в общем деле. Примечательно, что ради достижения цели примиряются даже заклятые враги — собака и кошка, кошка и мышка.

Символизм скази

Интересен взгляд психоаналитиков на сказку «Репка». В их трактовке отцовской фигурой является дед, тогда как материнской — сама земля. Дед сажает семя в землю, появляется ребенок — репка. Дальнейшие усилия по ее вытягиванию символизируют попытки социального окружения (в первую очередь, отца) побудить ребенка к выходу из симбиоза с матерью, к сепарации от нее. Специалисты рассматривают мышку как символ полового созревания — последнего рубежа, после которого происходит окончательное отделение от материнской фигуры.

На что важно обратить внимание, читая сказку?

Возвращаясь к анализу сюжета «Репки» в более традиционном ключе, рассмотрим, что будет уместно обсудить с ребенком, читая эту сказку. 

Во-первых, мы можем подчеркнуть значимость дедушек и бабушек, которые являются проводниками мудрости и опыта в жизни ребенка. Если есть возможность, необходимо стимулировать общение прародителей с детьми, от которого выигрывают все стороны: родители отдыхают от детей, дети получают новые знания и любовь, а дедушки и бабушки — ощущение своей «нужности».

Во-вторых, следует обсудить навык нахождения помощи. В сказке герои не получали поддержку просто так — они ее просили. Проговорите, как именно нужно просить о помощи, в чем значение вежливости и «волшебных слов». Однако нужно обязательно сказать о том, что человек, к которому мы обращаемся, может и отказать. 

Это его право, и такой отказ не является поводом для обиды.

В-третьих, читая «Репку» ребенку, подчеркните, что внутри семьи помощь получить обычно легче. Уверьте его, что к вам можно обращаться за ней, но напомните о праве каждого на отказ от выполнения каких бы то ни было действий — если нет острой необходимости в такой помощи, речь не идет о жизни и здоровье или об обязанностях членов семьи.

Итак, вы видите, что даже такая простая сказка, как «Репка», может быть поводом для знакомства ребенка с нормами социальной жизни. Не упускайте возможность общения со своими детьми во время чтения сказок — так вы обогатите их опыт и сделаете ваши отношения более близкими.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Как общаться с неговорящим ребенком
2 года назад
Как общаться с неговорящим ребенком

В наше время многие малыши по каким-то причинам не начинают говорить в положенные сроки. Конечно, родители волнуются и хотят помочь своему ребёнку. Общение с неговорящим или только начинающим говорить ребенком в семье имеет ряд особенностей. Близкие малыша должны иметь представление об этих особенностях, чтобы правильно выстраивать отношения с ребенком и помогать, а не мешать развитию […]

Нормы речевого развития
2 года назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Колобок
2 года назад
Колобок

Кто не знает душераздирающую историю Колобка? Пожалуй, с ней знаком каждый — и не только в нашей стране, но практически по всему миру. Лингвисты и культурологи говорят о наличии нескольких десятков вариантов этой сказки — так, в Беларуси детям рассказывают о «сбежавшем пироге», в Англии — о «Джонни-пончике», в Ирландии — о «завороженном пудинге» и […]