Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть.

Что такое диспраксия

Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений. 

При этом у ребенка нормальный мышечный тонус и нет парезов и параличей.

Ребенку с диспраксией  трудно даются игры, где нужно использовать мелкую моторику, он не может завязать шнурки, одеться, сказать или написать слово.

Это нарушение еще называют «синдромом детской неуклюжести». Ребенку трудно дается управление всеми своими движениями.

Как диспраксия проявляется у детей

  • в раннем возрасте — нередко задержка моторного развития: позже переворачивается, садится, встает, ходит. Нередко пропускает стадию ползания
  • несвойственная возрасту неуклюжесть, которую нельзя объяснить с медицинской точки зрения: спотыкается, падает на ровном месте, долго не может нормально ловить, пинать и бросать мяч
  • долго учится навыкам самообслуживания, несмотря на все усилия родителей,не попадает ложкой в рот (и то же самое с кружкой), ест неаккуратно, предпочитает использовать руки вместо столовых приборов. Также тяжело учится одеваться, раздеваться, обуваться
  • задержка развития речи (требуется консультация логопеда, так как для детей до 3 лет это может быть нормой): первый слог говорит, а дальше ступор, нарушается слоговая структура (перестановка слогов в слове, пропуски слогов: вместо «молоко» — «моко» или «комоло»), пропускает согласные, заменяет сложные согласные простыми (не «сушка», а «фуфка»)
  • бывают «застревания» — когда ребенок несколько раз повторяет последнее сказанное слово или слог, пытаясь переключить артикуляцию на дальнейшее высказывание, при этом видно, что это не просто повторение — он думает как дальше сказать
  • страдают мелкомоторные действиями — трудно удерживать карандаш в руках, а значит рисовать, писать, раскрашивать. Нелегко даются вещи типа пальчиковой гимнастики, лепки из пластилина, вырезания ножницами, не любит конструкторы.
  • в работе с рисунками, прописями ребенок может некоторое время продолжать неправильные движения по инерции, даже видя ошибку
  • позже, чем другие дети, осваивает сложные моторные движения: прыжки, езду на самокате и велосипеде
  • при чтении теряет строки, поворачивает голову по ходу текста вместо того, чтобы следить за предложениями глазами.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи

  • искажение фонетических характеристик звуков
  • замены фонем
  • отсутствие автоматизации звуков
  • пропуски согласных и гласных звуков
  • перестановки слогов
  • смешение освоенных фонем
  • лексико-грамматические нарушения
  • сложность в построении фраз, предложений
Этот вид диспраксии называется артикуляционной.

Артикуляционная диспраксия

Затрудняет координацию мышечных движений, необходимых для произнесения слов. Дети с этим видом диспраксии разговаривают невнятно, их трудно понять на слух.

Артикуляционная диспраксия становится заметна при выполнении движений: высовывание языка, надувание щек, прикусывание губ, сжимание губ, горизонтальные и вертикальные движения языком из стороны в сторону. Ребенок не выполняет по инструкции движения: щелканье языком или его перемещение из стороны в сторону, даже если инструкция понятна ребенку.

В последнее время детей-диспраксиков становится все больше. Причиной тому — неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга. Дети не могут произносить простые слова «Та-ня», «Ва-ня», «Ка-тя» из-за невозможности поднять язык на втором слоге, произвести серию движений языком. Поэтому нарушается звукопроизношение и слоговая структура слова.

Можно ли исправить диспраксию?

Исправить это нарушение можно. Главное, соблюдать последовательность в коррекционной работе, плавно переходя от одного этапа к другому. 

Коррекция диспраксии занимает не один год –– и только при систематических занятиях с логопедом.

Чем в этом случае может помочь логопед? Понимая механизм нарушения, специалист выстроит коррекционный маршрут. Важно при этом соблюдать последовательность в работе, плавно переходить с одного этапа на другой. Нельзя требовать от ребенка правильного произнесения слов со сложной слоговой структурой (черепаха, карандаши), пока он не освоил элементарное переключение из двух артикуляционных поз.

При коррекции диспраксии двигательное развитие имеет решающее значение. Если ребенок двигательно расторможен, с трудом управляет телом, пальцами, формирование артикуляционного праксиса будет затруднено. Необходимо учить ребенка владеть телом, будут полезны спортивные снаряды: фитбол, батут и др.

Роль родителей в коррекции диспраксии

Чем раньше будет поставлено заключение ребенку, тем лучше будет прогноз.

Кроме занятий с логопедом, рекомендуем обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, нейропсихологу, кинезиотерапевту. Они оценят способность ребенка справляться с повседневными функциями. Затем они помогут ему развить те навыки, которые необходимые для успешного проявления во всех сферах жизни.

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при преодолении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание

  • играйте, а не занимайтесь: для дошкольника важно понимать, что для ребенка игра — ведущий вид деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно
  • развивайте у ребенка правильное говорение вместе с другими его способностями. Например, координация движения хорошо развивается при ощупывании предметов, рисовании, догонялках
  • развивайте у ребенка мелкую моторику
  • рисуйте, лепите, собирайте мозаику с ребенком
  • не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках

Могут ли помочь ребенку онлайн занятия с логопедом?

Легкая степень диспраксии у детей старше 4 лет успешно корректируется на онлайн занятиях. 

Что такое «легкая» степень диспраксии

  • у ребенка не грубо нарушена слоговая структура слова
  • наблюдаются замены и смешения звуков в речи 
  • ненормативное произношение звуков 
  • детям не нужен логопедический массаж и механическая постановка звуков

Логопед на диагностике определит степень проявления нарушения и составит индивидуальную программу для ребенка. 

Что должно входить в индивидуальную программу коррекции диспраксии у ребенка

  1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, ручной и общей моторики, моторное программирование
  2. Логоритмика
  3. Постановка и автоматизация звуков
  4. Исправление искажений слоговой структуры слов
  5. Профилактика школьных трудностей в овладении чтением и письмом
Проходите диагностику речи ребенка заранее, чтобы не надеяться на «перерастет», а работать с нарушениями как только вы заметили, что что-то не так.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
2 года назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]