Дислалия: история из жизни

Рассказ о логопедических советах, мифах, и о том, как «выговорился» ребенок после пяти (спойлер: не без помощи специалиста). Мама пришла на консультацию к логопеду, потому что ee ребенку Антоше уже 3 года, а он всe ещe не говорит. Логопед осмотрела малыша, а затем сказала приходить после пяти лет. Знакомая ситуация для многих, верно?

Конечно, для полноценного гештальта (то есть для завершенной картинки из жизни, наподобие описанной выше) не хватает деталей. Тем не менее, в родительской среде, а порой и в среде профессиональной, существует один очень опасный миф: ребенок со временем «выговорится». 

Как и в любом мифе, в нeм есть большая доля заблуждения. В этом заблуждении и кроется опасность — можно прождать появление речи у ребенка месяц/год/два, и упустить время, когда ребенка можно было бы вывести в норму. 

Однако, как и у любого мифа, в нeм есть доля правды, о которой мы сейчас и поговорим. Разберемся, в каком случае, такой совет от логопеда имеет место быть.

В каком случае стоит ждать появление речи

Итак, иногда (и только иногда) слова «приходите, когда исполнится 5 лет» имеют право на существование: в том случае, когда у ребенка нарушено исключительно звукопроизношение. А всe остальное — в порядке. То есть, ребенок не выговаривает некоторые звуки, чаще всего — Р, Л и их мягкие пары, а ещё вероятно Ш, Ж, Ч и Щ. Но у ребенка не вызывает проблем рассказать маме о том, как прошeл его день:

  • он понимает, что мама просит его принести синюю машинку из соседней комнаты и положить еe под стул; 
  • он правильно произносит слова, сохраняя их форму — да, он скажет «масинка» вместо «машинка», но скажет целиком (!), не переставляя и не пропуская слоги; 
  • он со знанием дела ответит на вопрос про его любимые игрушки или мультики, и говорить при этом будет о себе в первом лице — «Я люблю машинки, а ещe я люблю «Щенячий патруль» (в его речи не встретится «Антоша любит катать», когда малыш будет рассказывать о себе); и так далее, и так далее, и так далее.

Для логопеда ребенок, у которого нарушено только звукопроизношение, и при этом в норме и речевой слух, и не нарушена переключаемость положений языка, и даже с иннервацией мышц (с проведением нервного импульса от мозга до органа артикуляции) всe в порядке — подарок судьбы.

Это классическая дислалия. В мире дикой природы особи с дислалией встречаются всe реже (предложение обязательно читать голосом Николая Дроздова). 

Работа над постановкой  звуков

При дислалии работа ведется над постановкой правильных звуков. И начинается она в сензитивный (в особенно чувствительный/восприимчивый) период для становления звуков позднего онтогенеза (то есть звуков, которые появляются в речи самыми последними) — в возрасте 4,5 — 5 лет. Забегая немного вперед, скажем, что именно в таком возрасте мы снова встретим нашего маленького героя — Антошу. 

Звуки позднего онтогенеза (те самые, которые появляются в речи позже всех остальных) — это: [Р] и мягкий [Р’], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

Примерно к пяти годам у ребенка в достаточной степени развивается самоконтроль.

До этого он не мог контролировать свою речь на слух, а теперь может. Наконец, он слышит себя и понимает, насколько эталонно он произносит звук. Он всe ещe продолжает говорить «масинка», но теперь ужасно злится, ведь хочет сказать правильно, а у него не получается. 

Тоже самое происходит с нами, взрослыми, когда например нам захотелось попеть в караоке или записать своe исполнение любимой песни на диктофон. Мы поeм божественно … а потом слышим, как даeм «петухов» на записи. Конечно, если мы не профессиональные певицы/певцы.

Зато, как говорят, на ошибках учатся. Услышав хотя бы раз «фальшивые» места, у нас, взрослых, так же, как и у детей, появляется возможность в следующий раз исполнить песню (сказать «машинка») гораздо точнее и ближе к оригиналу.

Как появляется новое слово?

На самом деле, для нашего мозга появление новой умелки — слышать себя и свои ошибки в речи — настоящее чудо. Ведь это сложный многосоставной процесс: когда мозг дозревает, он не просто слышит новую информацию — звук речи, он обрабатывает еe, анализирует, сравнивает с правильным образцом звучания где-то в хранилищах памяти. 

Чтобы сказать «щенячий патруль», мозг даeт команду органам артикуляции — посылает туда нервный сигнал, координирует их работу между собой, чтобы каждый орган и каждое движение сработали в свою очередь — не забегая вперед, не застревая, и не отставая; затем контролирует произношение на слух, и даeт сам себе же обратную связь о «правильности» звучания звука и слова.

Малыш Антоша не говорит?

Вернeмся к началу нашей статьи и вспомним малыша Антошу, который со слов мамы «не разговаривал». Оказалось, что малыш не выговаривал многие звуки (в силу возраста), а мама была достаточно тревожная (увидела на детской площадке другого мальчика-ровесника, который почему-то уже уверенно рычал), и логопед, обследовав ребенка, отправил семью домой со словами о том, что всё в порядке, и поводов для беспокойства нет. 

Прошло два года, Антоше почти исполнилось пять лет, многие звуки в его речи появились, но он всe ещe не выговаривает то самое злополучное Р, да и Ш в придачу. Логопед начинает с Антошей свою работу по постановке звука Р.

В возрасте 4-5 лет постановка звуков чаще всего начинается именно с этого звука (даже если у ребенка нарушены и другие звуки тоже).

Почему ставим звук Р?

Потому что звук Р сам по себе «яркий», ребeнок хорошо его слышит. И самое главное, в этот возрастной период весь речевой аппарат ребенка чрезвычайно восприимчив к появлению этого звука.

Кроме того, от [Р] появляется масса возможностей ставить другие звуки.

Антоша, Мама и Логопед встречаются каждую неделю, по два раза, онлайн (вот она — современность!), несколько месяцев. И работа завершается успехом. План выполнен и даже перевыполнен, потому что теперь Антоша даже читает небольшие слова, знает, что звук Р синего цвета (потому что он твeрдый), а звук Рь — зeленого (потому что мягкий), а щенки Маршал и Крепыш из любимого мультфильма по очереди спасают то Русалку, то Принцессу, то Короля, то Курицу от бури.

Вот такая история, вот такая работа над дислалией. Ребенок «выговорился», но не «со временем», конечно, а с помощью специалиста. И выговорился чудесно!

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Уважать нельзя ругаться
2 года назад
Уважать нельзя ругаться

Конфликты сопровождают нас повсюду. В самом широком понимании, конфликт — это любое столкновение интересов. И если у животных есть только три варианта поведения в подобной ситуации — «бей», «беги» или «замри», — то у людей репертуар должен быть намного шире. К сожалению, мы не рождаемся с набором стратегий конструктивного разрешения конфликта. Познакомить с ними ребенка […]

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]