Дружба между родителем и ребенком

«Мы с моим ребенком — лучшие друзья!». Казалось бы — какое трогательное заявление! Уверены, многие мамы и папы мечтают о том, чтобы иметь повод сказать то же.

Однако не все так однозначно. Ведь что такое дружба? Согласно определению из словаря, дружбой называют «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов». Если первые два пункта имеют место и в гармоничных детско-родительских отношениях, то последний все же чаще описывает отношения ровесников.

Редкие родители способны получать искреннее удовольствие от разделения интересов с дошкольником и даже младшим школьником. Напротив, большинство мам и пап страдают от чувства вины за то, что играть с детьми этого возраста им скучно и совершенно не хочется. 

Получается, что ради «дружбы» с ребенком мы жертвуем своими потребностями и, отчасти, обманываем, демонстрируя притворное воодушевление от кукольного чаепития и гонок на ковре.

Родителю не обязательно каждый раз играть с ребенком

Однако если дружеские отношения при отсутствии общих интересов разрушатся, с детско-родительскими история совершенно другая. Родитель вполне имеет право сказать: «Послушай, милый, у меня свои дела. Ты можешь поиграть рядом со мной, но участвовать я не буду». 

Поверьте, развитие ребенка от этого только выиграет — так вы даете пространство для его фантазии (ведь придется самостоятельно придумывать, чем себя занять, а не брать ваш готовый вариант).

Разница между дружескими и семейными отношениями  

Но и это — не главное различие между дружескими и семейными отношениями. 

Важнейший момент — это принципиальное равенство друзей.

Конечно, в жизни мы встречаем самые разнообразные варианты дружбы; в некоторых из них роли распределены так, что один является доминирующим, а второй — ведомым. Порой так называемые друзья балансируют между «спасателем», «тираном» и «жертвой». 

Однако, изначально дружеские отношения зарождаются как отношения равных, где априори нет зависимости — она может сформироваться позднее, и, откровенно говоря, в такой «дружбе» будет мало настоящей близости.

Итак, друзья — это равные люди.

В их отношениях вполне возможны сомнения в точке зрения партнера, противостояние и соперничество, смена ролей в зависимости от условий. В одной ситуации доминирующим будет один из пары, в другой ситуации — второй. Например, я умею кататься на лыжах и могу научить этому свою подругу, а она, как опытный кулинар, будет руководить мною во время приготовления торта.

Другое дело — детско-родительские отношения. Как только ребенок появляется на свет, родитель должен принять на себя доминирующую роль. Взрослый обеспечивает выживание маленького человека, и тут всем понятно, что отношений «на равных» быть не может.

Будет так, как решит взрослый, не спрашивая мнения младенца (который, конечно, и ответить-то не может). Именно мамы и папы ответственны за то, как будет одет малыш, что он будет есть, к каким врачам попадет — и, в конечном итоге, за то, как будет организована вся его жизнь.

Почему же стремление «не подавлять» и «дружить» с ребенком появляется позже? Как правило, оно становится заметным после первого года жизни, когда ребенок понимает свою отделенность от родителя и впервые пытается действовать самостоятельно. Многим взрослым в этот период тяжело выдерживать и отстаивать необходимые границы.

Взрослые тоже были детьми

Кроме того, стремление дружить с детьми связано с собственным опытом и личностью взрослого. Кому-то претит малейшее давление на ребенка из-за жесткости собственных родителей. У кого-то, напротив, детство прошло в обстановке мягкого попустительства — и он просто не знает, как по-другому строить детско-родительские отношения. 

И, кроме того, многие взрослые занимают инфантильную позицию. Она выражается в том, что они не могут взять на себя всю полноту ответственности за детей и испытывают неосознанный страх ошибиться или потерпеть «педагогическое» фиаско. Ведь если мы с ребенком «друзья», я словно не отвечаю за его жизнь и решения — он принимает их сам.

Дружба с родителем может привести к неврозу?

«Дружба» с родителем оборачивается еще и повышением тревожности у ребенка, поскольку ему не на кого опереться. В его окружении отсутствует сильная фигура, обеспечивающая защиту и «надежный тыл». У таких детей формируется внутреннее субъективное ощущение, что лишь они сами ответственны за свою жизнь, и потому рассчитывать могут только на себя. 

При изначальном слабом типе психической организации подобная семейная обстановка может привести к развитию невроза и выраженной мотивации избегания неудачи — когда человек не предпринимает активных действий по улучшению своей жизни из-за страха ошибиться.

Авторитет родителя

Все мы хотим, чтобы наши отношения с детьми были близкими и доверительными. Однако для этого совсем не обязательно «дружить» с ребенком. Напротив, детям важно наличие в семье авторитета — человека, чье слово надежно, а позиция стабильна. 

В детско-родительских отношениях мы обязаны исполнять роли руководителя и контролера, если дело касается социальных норм и поведения, которое влияет на самого ребенка и окружающих (даже если нам не нравятся упомянутые роли). Но мы вполне можем скинуть с себя этот груз во время совместного времяпрепровождения, когда дурачимся и веселимся с детьми.

Итак, как и во всем, в отношениях между родителем и ребенком важно держать баланс.

Хорошо, если ребенок знает — взрослый его любит и примет любым, но панибратства и лицемерия между ними быть не должно. Мы часто горюем о том, что чем старше становятся дети, тем меньше они нам доверяют; более значимыми становятся другие отношения — со сверстниками, педагогами, наставниками. Но и тут не поддавайтесь искушению, не стремитесь навязаться в друзья собственному ребенку. 

Оставайтесь для него родителем — тем самым вы помогаете ему взращивать доверие к миру и внутренние опоры. Немного подождите — сохранив гармоничные отношения, вы вполне сможете стать друзьями, когда ваши дети повзрослеют.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Нормы речевого развития
2 года назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]