Как общаться с неговорящим ребенком

В наше время многие малыши по каким-то причинам не начинают говорить в положенные сроки. Конечно, родители волнуются и хотят помочь своему ребёнку. Общение с неговорящим или только начинающим говорить ребенком в семье имеет ряд особенностей. Близкие малыша должны иметь представление об этих особенностях, чтобы правильно выстраивать отношения с ребенком и помогать, а не мешать развитию его речи. 

Мы собрали для вас основные правила общения с неговорящими детьми.

Правила нацелены помочь максимально упростить для ребенка задачу усвоения родного языка. Это не означает, что нужно говорить за ребенка, понижать его речевую нагрузку. Напротив, это значит, что нужно создать такие условия, при которых ребенок сам будет как можно больше говорить.

Соблюдайте тишину

Создайте щадящий звуковой и слуховой режим ребенку — никаких телевизоров, музыки, телефонов. Слово звучит только в тишине.

Говорите меньше

Говорить, как ни странно, нужно меньше — не общаться меньше, а именно говорить. Представьте себе, что вы пытаетесь в реке увидеть одну конкретную каплю воды. В речном потоке их так много, что они сливаются в единое целое. Так и наша, взрослая, речь маленьким ребенком воспринимается одним сплошным потоком. И если мы хотим, чтобы ребенок нашел, увидел, поймал ту самую, нужную каплю воды, не проще ли дать ему эту реку по каплям.

Говорите проще

Говорите короткими фразами (не более 4 слов), без сложных конструкций, с интонацией завершенности. Например, фразу «На улице тепло, и потому мы пойдем гулять» разбейте на две самостоятельные части: «На улице тепло. Мы пойдем гулять». Желательно на начальных этапах использовать прямой порядок слов в предложении: «Киса хочет есть», «Мы идем гулять» — т.е. подлежащее+сказуемое+любой другой член предложения. Но, учтите, такой порядок слов не позволяет использовать определения, прилагательные-признаки. Их очередь придет позже.

Добавьте четкости

Четко и плавно произносите все слова во фразе, не произносите слова по слогам — не делите каплю воды на молекулы, они не имеют смысла для ребенка.

Следите за интонацией

Говорите, чуть преувеличивая интонацию, добавьте чуть больше радости, чуть больше удивления: «Ах! Это жук!», «Мяч упал!», «Ой! Чашка разбилась!»

Выделяйте новые слова

Новое, изучаемое или закрепляемое слово произносите, выделяя голосом — сделайте на нем логическое ударение, протяните чуть дольше других слов. Не берите сразу много новых слов.

Используйте короткие слова

Старайтесь использовать короткие, доступные пониманию и повторению слова, желательно в 1-2 слога, без стечения согласных: не «стаканчик», а чашка, не «кукла», а ляля, не «кошка», а киса. Хотя исходить нужно из возможностей ребенка — кому-то проще сказать кошка («кока»), чем киса. Поэтому иногда можно дать несколько разных слов, чтобы ребенок выбрал какое-то одно, удобное ему.

Пользуйтесь «взрослыми» словами

Не подчеркивайте «детские» слова. Если ребенок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина». Предметы называйте словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов — это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка. Поэтому не «книжечка», а книга, не «собачка», а собака.

Выражайте одобрение

Одобряйте любые речевые проявления, давайте запомним — не важно, как звучит слово, сколько в нем осталось слогов, как искажаются звуки, главное чтобы слово было. Словом специалисты называют звуковой комплекс, всегда обозначающий один и тот же предмет или понятие. Например, «па» — слово, обозначающее «спать», «паа» — «купаться». Но если звуковой комплекс «па» применяется для обозначения понятий «купаться», «пойдем», «стол», «посмотри», и т.д. — увы, это не слово. Одобрять, поощрять, радоваться, но при этом не ожидать слов слишком сильно, чтобы не пугать ребенка: сказал — замечательно, не сказал — скажет в следующий раз.

Замените требующие слова на игровые

Не просите ребенка «скажи» и «повтори», заменяйте эти слова чем угодно Например: Угадай, кто это? Я забыла, что это — помоги мне. Я не вижу, что там нарисовано?

Смотрите на ребенка

Говорите, глядя в лицо ребенку. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, Б, В, Ф, М, С, З)можно увидеть, и это поможет ему правильнее произносить новое слово.

Обсуждайте то, что рядом

Говорить лучше о предметах и ситуациях, которые есть здесь и сейчас. Из фразы: «убирай игрушки, мой руки, нужно покушать и потом пойдем гулять» — ребенок услышит и поймет только про игрушки. Для маленького ребенка будущее не существует, есть только настоящее.

Используйте предметы

Предмет в руках ребенка помогает быстрее усвоить новое слово (примерно в 3 раза). Даже если он ломает машинку — он не просто ее ломает, он ее анализирует, и сейчас, пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова «колесо», «руль», «красная», «сломал».

Помните об игре!

Не занимайтесь — играйте. Будет лучше, если ребенок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Поэтому занятия проводятся не по расписанию 2 раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду — увидели на улице жука — выучили слова «жук», «ползет», «летит»…  Рассказали: жук ползет в траве, жук летит в небе.  Обучают не занятия с картинками, а жизнь.

Постепенно в ходе специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять и требования к речи ребенка.

Требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их. Когда с малышом проводят специальные логопедические занятия, логопед объясняет родителям, как лучше и продуктивнее общаться с ребенком на каждом этапе его речевого развития.

Если ребенок не говорит, лучше пройти консультацию у логопеда и других специалистов, понять причины и определить план действий.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Уважать нельзя ругаться
2 года назад
Уважать нельзя ругаться

Конфликты сопровождают нас повсюду. В самом широком понимании, конфликт — это любое столкновение интересов. И если у животных есть только три варианта поведения в подобной ситуации — «бей», «беги» или «замри», — то у людей репертуар должен быть намного шире. К сожалению, мы не рождаемся с набором стратегий конструктивного разрешения конфликта. Познакомить с ними ребенка […]

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать
2 года назад
Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать

«Нельзя кричать на маму!», «Сбавь тон!», «Не смей бить брата!», «Хорошие девочки делятся с друзьями, дай Маше куклу поиграть». Что объединяет эти до боли знакомые фразы?  Все они запрещают ребенку выражать агрессию, проявляемую в той или иной форме. Мы, взрослые, часто видим в агрессии ребенка только помеху. Чего уж таить — иногда мы до жути […]