Колобок

Кто не знает душераздирающую историю Колобка? Пожалуй, с ней знаком каждый — и не только в нашей стране, но практически по всему миру. Лингвисты и культурологи говорят о наличии нескольких десятков вариантов этой сказки — так, в Беларуси детям рассказывают о «сбежавшем пироге», в Англии — о «Джонни-пончике», в Ирландии — о «завороженном пудинге» и др.

Если такой сюжет распространен настолько широко, значит, он несет в себе некое важное послание. Давайте разбираться, какое.

В силу известности сказки мы не будем пересказывать ее сюжет, а обратимся сразу к разбору скрытого смысла повествования. Самым маленьким детям взрослые, читая про Колобка, указывают на необходимость слушаться родителей, не убегать от них, не разговаривать с незнакомцами и не доверять им. 

В ином случае ребенка, конечно, не съедят, как Лиса Колобка, но последствия могут быть плачевными и даже трагичными. Это значимые моменты для безопасности малыша, но вряд ли ради их передачи последующим поколениям эта сказка веками передавалась из уст в уста.

Удобный ребенок? 

Психоаналитики, обсуждая сюжет «Колобка», видят в нем метафорическое изображение ситуации рождения ребенка родителями «для себя». Дед и Бабка в этом случае предстают как отцовская и материнская фигуры. 

Их желание съесть Колобка трактуется в качестве отражения внутреннего стремления поглотить личность ребенка, не дать ему стать автономным.

Наверняка вы встречали такие семьи, где с раннего детства ребенок используется для реализации собственных стремлений родителя, его потребностей и желаний. При этом воля и мечты самого ребенка не принимаются в расчет, самостоятельность не поддерживается. 

Такой сценарий нередко встречается в профессиональных династиях, где у детей фактически нет выбора, кем становиться во взрослом возрасте. 

Подобное бессознательное отношение к ребенку имеет место и у родителей, видящих в малышах будущих звезд спорта или шоу-бизнеса и посвящающих свою жизнь «развитию таланта» сына или дочери. 

Да и в «обычных» семьях мы часто встречаем невысказанное желание сделать ребенка удобным и соответствующим ожиданиям матери и отца.

Роль жертвы

Такая трактовка, несомненно, интересна. Судя по окончанию истории, она учит нас тому, что роль жертвы, сформированная в родительской семье, будет отыгрываться и в других отношениях. 

Вспомним, что Колобок — это только голова. У него нет ни тела, ни конечностей. Другими словами, за всю свою жизнь вне дома он так и не смог стать автономным, способным к самостоятельным действиям. 

Из раза в раз он повторяет один и тот же сценарий поведения — убегает, дразнит (соблазняет) и снова убегает, не интегрируя новый опыт, чтоб в итоге все же довести этот сценарий до его логического завершения и быть съеденным Лисой. 

Отметим, что Колобок был рожден и уничтожен женскими фигурами — Бабка-мать словно изначально готовила его к этому, однако он «принял смерть» не от нее. Согласитесь, напоминает связку «муж — жена — свекровь», внутри которой женщины перманентно сражаются за влияние на мужчину. 

Символизм сказки

Возможно, эта сказка — это символическое предупреждение человеку, вступающему в социальные отношения? Немного отойдя в сторону от психоаналитического толкования, рассмотрим другие аспекты жизненного пути Колобка. 

На пути от дома к Лисе он встречает и иных персонажей. Первым становится Заяцсимвол энергии, связанный с появлением новой жизни, приносящий детей (которых затем «находят в капусте»). Таким образом, Заяц — это метафора общества сверстников, таких же юных, как Колобок, только что покинувший отчий дом.

Итак, наш герой избегает «съедения» и родительскими фигурами, и сообществом ровесников, равных ему. Приглядываясь к этому эпизоду, вспомним про то, что и в реальной жизни окружающие люди теплее всего относятся к нам, если мы разделяем их ценности (то есть — отчасти «поглощаемся» ими). Это испытание было пройдено Колобком — или, говоря точнее, он с него сбежал.

То же справедливо и для последующих встреч с Волком (символом доблести, мужества и периода юношества) и Медведем (символом мудрости и периода взрослости). 

Отметим, однако, что Колобок ничему не учится у тех, с кем встречается. Он уклоняется от тех вызовов, которые посылает ему жизнь, и выходит из каждых новых отношений таким же, каким вошел в них, повторяя свою неизменную песенку каждому встреченному персонажу. 

Так продолжается до тех пор, пока он не попадается Лисе.

Лиса — символ хитрости, женственности, эротики. Встреча с ней — это встреча мужского с женским. И вот тут Колобок не устоял, поддался на уговоры Лисы и был съеден. Раскрывая эту метафору, мы можем предположить, что, вступая в отношениях из инфантильной позиции, человек рискует быть «поглощенным» партнером. 

Травматический детский опыт Колобка, рожденного для нужд родителей, не был им интегрирован и дополнен новым содержанием по мере взросления. В итоге к моменту создания партнерских отношений он подошел все тем же ребенком, хвастающимся своей кажущейся самостоятельностью, но внутренне зависмым от родительских фигур. 

Гораздо более искушенная Лиса поглотила его личность, заместив ее собственной, — и у нас пропала надежда на то, что герой когда-либо поймет свое индивидуальное предназначение и найдет собственный, уникальный жизненный путь. 

Подводя итоги, отметим, что описанная трактовка сказки, несомненно, слишком сложна для ребенка раннего и даже дошкольного возраста. Однако мы все же можем приблизить детей к пониманию ее скрытого смысла в обсуждении. 

Предложите малышу подумать — как еще мог бы повести себя Колобок в отношениях с другими персонажами? Мог ли он не просто убегать, а пообщаться с ними и чему-то научиться у них? А что он мог бы дать в качестве платы за обучение Зайцу, Волку и Медведю? И как стоило повести себя с Лисой, чтоб не быть съеденным? 

Вы удивитесь тому, какие интересные решения может предложить ребенок. Подобные обсуждения сказочных сюжетов в значительной степени обогащают и углубляют тот опыт, который получают дети в процессе чтения. Так что советуем не просто читать ребенку сказки, но и разговаривать о них.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
2 года назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]