К чему ведут нарушения речи

У детей самого раннего возраста часто возникают нарушения речи. Наиболее частое среди них –– нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но может входить и в состав сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. Ниже рассмотрим, к каким последствиям могут приводить нерешенные логопедические проблемы у детей.

Какие проблемы возможны у ребенка с нарушением речи

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  • задержка в умственном развитии ребенка –– ведь речь формирует  мышление и обогащает его содержанием;
  • тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи, которые проявляются уже к 5 годам;
  • затруднения в школьном обучении;
  • в будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Это относится не только у тяжелым нарушениям речи, но и к нарушениям звукопроизношения.

«Он только Р не выговаривает» или зачем исправлять нарушенные звуки

1. Нарушение звукопроизношения затрудняет у школьников обучение русскому языку

При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд ничем необъяснимых и немотивированных ошибок. Это называется дислексией и дисграфией. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, –– а это, в свою очередь, приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

2. Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике

Это связано с тем, что математические уравнения и формулы схожи с предложениями: они являются предложениями и по своему смыслу. А математические символы, в сущности, –– разновидности букв.

3. Когда у ребенка нарушено произношение многих звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет

С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Он и сам ощущает себя маленьким, а потому часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов.

В результате в первом классе, –– а, может быть, и в последующих, –– ребенку будет психологически трудно учиться.

Ребенка, не выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают. Это создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

4. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций

Например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля. Такой ребенок испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения вместе с устранением речевых нарушений, выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

5. Недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

6. Ненормативное звукопроизношение создает трудности у подростков и взрослых. 

Основная функция речи — общение. Любое речевое расстройство сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушения произношения речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. 

Однако в случае, если речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь утомляет собеседника, а иногда вызывает у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию.

Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная.

Нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, и оно очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.

Психические процессы детей с речевой патологией также имеют особенности

Внимание детей с речевой патологией характеризуется: более низким уровнем показателей произвольного внимания, недостаточной устойчивостью, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. Этим детям гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.

У таких детей есть серьезные проблемы в развитии восприятия: слухового, зрительного, кинестетического, фонематического, характерны нарушения оптико-пространственного восприятия, трудности пространственной ориентировки.

При относительной сохранности смысловой памяти у детей с речевыми нарушениями снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, при этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Дети забывают сложные инструкции, опускают ее элементы, меняют последовательность действий, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

У детей с речевыми нарушениями проявляются специфические особенности мышления. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. На результаты мышления влияют недостаточность знаний об окружающем и нарушения самоорганизации.

Задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения. Большие трудности у детей вызывает выполнение творческих заданий. Рисунки детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносное значение слов, метафор, испытывают трудности в составлении творческого рассказа, в создании воображаемой ситуации.

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются нарушения в развитии двигательной сферы. Страдает общая и мелкая моторика: плохая координация движений, снижения скорости и легкости при выполнении.

У детей наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Таким детям присущи: пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Для детей не составляет труда различать свои эмоциональные состояния, однако им трудно мимическими средствами передать эмоции страха, гнева, удивления, они не всегда могут выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Речевой дефект располагает к формированию неадекватной заниженной самооценки, робости, неуверенности в своих возможностях. В отдельных случаях можно наблюдать переоценку своих возможностей, неадекватно завышенный уровень притязаний.

Коммуникативные возможности ограничены: у детей снижена потребность в общении, не сформированы различные формы коммуникации; дети не заинтересованы в контактах с окружающими, не умеют ориентироваться в ситуации общения, проявляют негативизм и т.п.

Сложности взаимодействия с окружающей социальной средой предрасполагают к дезадаптации, к переживанию состояний фрустрации.

Как предотвратить нарушения речи?

Главная задача родителей — как можно раньше обратиться к логопеду для диагностики возможных речевых нарушений и коррекцией. Без помощи логопеда возникшее в детстве речевое нарушение закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы, а может сохраниться на всю жизнь.

Если вы обратили внимание на то, что речь ребенка отличается от речи сверстников, у ребенка возникают проблемы в общении и он замыкается в себе, то лучшим решением будет пройти диагностику у логопеда.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
2 года назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]

Как общаться с неговорящим ребенком
2 года назад
Как общаться с неговорящим ребенком

В наше время многие малыши по каким-то причинам не начинают говорить в положенные сроки. Конечно, родители волнуются и хотят помочь своему ребёнку. Общение с неговорящим или только начинающим говорить ребенком в семье имеет ряд особенностей. Близкие малыша должны иметь представление об этих особенностях, чтобы правильно выстраивать отношения с ребенком и помогать, а не мешать развитию […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]