К чему ведут нарушения речи
У детей самого раннего возраста часто возникают нарушения речи. Наиболее частое среди них –– нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но может входить и в состав сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. Ниже рассмотрим, к каким последствиям могут приводить нерешенные логопедические проблемы у детей.
Какие проблемы возможны у ребенка с нарушением речи
Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:
- задержка в умственном развитии ребенка –– ведь речь формирует мышление и обогащает его содержанием;
- тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи, которые проявляются уже к 5 годам;
- затруднения в школьном обучении;
- в будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Это относится не только у тяжелым нарушениям речи, но и к нарушениям звукопроизношения.
«Он только Р не выговаривает» или зачем исправлять нарушенные звуки
1. Нарушение звукопроизношения затрудняет у школьников обучение русскому языку
При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд ничем необъяснимых и немотивированных ошибок. Это называется дислексией и дисграфией. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, –– а это, в свою очередь, приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.
2. Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике
Это связано с тем, что математические уравнения и формулы схожи с предложениями: они являются предложениями и по своему смыслу. А математические символы, в сущности, –– разновидности букв.
3. Когда у ребенка нарушено произношение многих звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет
С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Он и сам ощущает себя маленьким, а потому часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов.
Ребенка, не выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают. Это создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.
4. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций
Например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля. Такой ребенок испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения вместе с устранением речевых нарушений, выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.
5. Недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.
6. Ненормативное звукопроизношение создает трудности у подростков и взрослых.
Основная функция речи — общение. Любое речевое расстройство сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушения произношения речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно.
Однако в случае, если речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь утомляет собеседника, а иногда вызывает у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию.
Нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, и оно очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.
Психические процессы детей с речевой патологией также имеют особенности
Внимание детей с речевой патологией характеризуется: более низким уровнем показателей произвольного внимания, недостаточной устойчивостью, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. Этим детям гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.
У таких детей есть серьезные проблемы в развитии восприятия: слухового, зрительного, кинестетического, фонематического, характерны нарушения оптико-пространственного восприятия, трудности пространственной ориентировки.
При относительной сохранности смысловой памяти у детей с речевыми нарушениями снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, при этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Дети забывают сложные инструкции, опускают ее элементы, меняют последовательность действий, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
У детей с речевыми нарушениями проявляются специфические особенности мышления. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. На результаты мышления влияют недостаточность знаний об окружающем и нарушения самоорганизации.
Задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения. Большие трудности у детей вызывает выполнение творческих заданий. Рисунки детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносное значение слов, метафор, испытывают трудности в составлении творческого рассказа, в создании воображаемой ситуации.
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются нарушения в развитии двигательной сферы. Страдает общая и мелкая моторика: плохая координация движений, снижения скорости и легкости при выполнении.
У детей наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Таким детям присущи: пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
Для детей не составляет труда различать свои эмоциональные состояния, однако им трудно мимическими средствами передать эмоции страха, гнева, удивления, они не всегда могут выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания.
Речевой дефект располагает к формированию неадекватной заниженной самооценки, робости, неуверенности в своих возможностях. В отдельных случаях можно наблюдать переоценку своих возможностей, неадекватно завышенный уровень притязаний.
Коммуникативные возможности ограничены: у детей снижена потребность в общении, не сформированы различные формы коммуникации; дети не заинтересованы в контактах с окружающими, не умеют ориентироваться в ситуации общения, проявляют негативизм и т.п.
Сложности взаимодействия с окружающей социальной средой предрасполагают к дезадаптации, к переживанию состояний фрустрации.
Как предотвратить нарушения речи?
Главная задача родителей — как можно раньше обратиться к логопеду для диагностики возможных речевых нарушений и коррекцией. Без помощи логопеда возникшее в детстве речевое нарушение закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы, а может сохраниться на всю жизнь.