Навязанные роли

Если бы вам предложили охарактеризовать своего ребенка одним прилагательным, какое слово первым пришло бы вам на ум? Может быть, «упрямый»? Или «ленивый»? «Замкнутый»? «Послушный»?

Теперь постарайтесь вспомнить, когда вы начали думать о своем ребенке именно так. Что послужило отправной точкой для формирования вашего мнения? Возможно, упрямство впервые проявилось, когда восьмимесячный малыш отказался есть пюре из брокколи? А «ленивого» стали считать таковым, после того как он в полтора года не смог убрать за собой игрушки?

Нередко «послушные» дети могут оказаться излишне тревожными, а «замкнутые» — быть недоверчивыми к незнакомым людям в силу возраста.

Как часто мнение о ребенке складывается из случайных и не связанных между собой событий, которые мы интерпретируем как некую целостную картину (каковой они не являются)? Родители делятся своими наблюдениями друг с другом и с окружением семьи — и вот уже все близкие начинают подмечать признаки той или иной «черты характера».

Как формируются навязанные роли?

Дети — существа, зависимые от взрослых, безгранично доверяющие им. И поэтому родительские ожидания воспринимаются как руководство к действию: «Если папа и мама считают меня таким (подставьте любое прилагательное), я им безоговорочно поверю и начну всем своим поведением подкреплять имеющееся мнение».

Так и формируются навязанные роли. Причем они могут быть не только отрицательными — всем известны такие ярлыки, как «хорошая девочка», «талантливый мальчик», «одаренный ребенок», «мамина радость». 

Но и у этих, казалось бы, положительных, ролей есть оборотная сторона — они ограничивают потенциал ребенка, выстраивают рамки для его поведения, мешают спонтанности и креативности, а также открытому выражению переживаний.

У навязанных ролей, помимо перечисленного, есть еще и «магическая» способность создавать для ребенка своеобразный «стеклянный потолок», через который так нелегко пробиться, даже повзрослев. «Неудачнику» сложно поверить в себя и достичь успеха. «Неуклюжий» не сможет испытывать радости от спорта. «Послушная дочка» после окончания школы не решится пойти против воли родителей и выбрать себе образование по душе — и будет всю жизнь трудиться на нелюбимой работе.

У вас уже побежали мурашки от осознания того, как невинно начинается процесс навешивания ярлыков — и какие у него могут быть катастрофические последствия? Тогда давайте разбираться, как встать на сторону ребенка.

Как помочь ребенку избавиться от навязанных ролей

В первую очередь, необходимо оценить, какие именно роли уже есть у вашего ребенка и имеют ли они под собой реальное основание. Какие повторяющиеся формы поведения он демонстрирует в семье, с друзьями или в образовательном учреждении? Они ему помогают или мешают? Бывает ли так, что ребенок ведет себя иначе, не в соответствии с этой ролью?

Иногда крайне сложно оценить, что первично: то ли ребенок по природе чувствительный, то ли мы годами считали его обидчивым, а он, в конце концов, внутренне смирился. Но, независимо от ответа на этот вопрос, любым детям будет полезно взглянуть на себя с новой точки зрения и увидеть себя иным человеком. Это, безусловно, обогатит опыт ребенка и расширит его представление о собственных возможностях.

Подумайте: каким бы вы хотели, чтобы ваш ребенок видел себя? «Выдумщиком» — или обладателем развитого воображения? «Занудой» — или ответственным и надежным человеком?

Если вы задались целью помочь ребенку избавиться от навязанных ролей, вам следует искать как можно больше возможностей для демонстрации ему его нового образа. 

Например, ваш ребенок привык считать себя рассеянным. Тогда обязательно скажите ему о том, как гордитесь им в ситуации, когда он ничего не забыл (например, самостоятельно собрал портфель в школу или вовремя покормил собаку).

Старайтесь создавать ситуации, в которых ребенок взглянет на себя по-новому. Предложите «жадине» поровну разделить лакомство между всеми членами семьи. Дайте небольшое, но важное поручение тому, кого годами называли «безответственным» (может быть, вы доверите ему поход за хлебом или выбрасывание мусора).

Рассказывайте о достижениях ребенка своим близким — пусть все знают, что вчерашний «троечник» сдал доклад на «отлично». Делайте это так, чтобы ребенок вас слышал. Тогда он будет чаще испытывать гордость за себя, что поможет ему выйти из отрицательных навязанных ролей.

Покажите пример своим поведением — в схожих ситуациях ведите себя так, как бы предпочли, чтобы вел себя ваш ребенок: «Мне ужасно не хочется делать уборку в этом шкафу! Но я придумала — буду каждый день перебирать вещи только на одной полке, так управлюсь за неделю».

Если вы видите, что окружающие продолжают транслировать ребенку прежние представления о нем, поделитесь с ним своими воспоминаниями, опровергающими навязанные роли

Например, тому, кого называют «упертым», можно напомнить о ситуациях, в которых он пошел вам навстречу (и о том, какую вы тогда испытали благодарность).

И, наконец, если периодически ребенок ведет себя в соответствии с прежней ролью — не опускайте руки. Расскажите ему о том, что чувствуете и чего ожидаете от него. «Неряхе» можно сообщить о своем раздражении при виде его разбросанных вещей, а «грубияну» — о желании слышать просьбы в ином тоне.

Это невероятно сложная работа — помочь ребенку выйти за рамки навязанной роли и проявить себя по-новому. Родителям приходится демонстрировать просто чудеса терпения и выдержки, чтобы в критической ситуации не проворчать: «Ну ты как всегда…». Однако практически у каждого из нас есть воспоминания из детства, которые поддерживают веру в себя на протяжении всей жизни. Так и родительская убежденность в возможностях ребенка, не ограниченных никакими ролями, поможет ему видеть себя свободным и способным к любым достижениям.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Уважать нельзя ругаться
2 года назад
Уважать нельзя ругаться

Конфликты сопровождают нас повсюду. В самом широком понимании, конфликт — это любое столкновение интересов. И если у животных есть только три варианта поведения в подобной ситуации — «бей», «беги» или «замри», — то у людей репертуар должен быть намного шире. К сожалению, мы не рождаемся с набором стратегий конструктивного разрешения конфликта. Познакомить с ними ребенка […]

Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать
2 года назад
Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать

«Нельзя кричать на маму!», «Сбавь тон!», «Не смей бить брата!», «Хорошие девочки делятся с друзьями, дай Маше куклу поиграть». Что объединяет эти до боли знакомые фразы?  Все они запрещают ребенку выражать агрессию, проявляемую в той или иной форме. Мы, взрослые, часто видим в агрессии ребенка только помеху. Чего уж таить — иногда мы до жути […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]