Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться?

Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным и практикам сделать выводы о том, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда в норме появляются  первые слова, речь становится связной и логичной. Опирайтесь на эти данные, чтобы понять, есть ли у ребёнка нарушения и стоит ли обращаться к логопеду, неврологу или другим специалистам.

Речевые нормы — это этапы развития речи малыша. Развитие речи ребёнка начинается не в тот момент, когда он произносит первые слова, а намного раньше, с рождения, с первого крика. От рождения и до 3 лет ребёнку нужно успеть очень многое! Устная речь должна полностью сформироваться к 7 годам — это необходимое условие для успешного начала обучения в школе.

Темп речевого развития зависит от многих факторов и индивидуален для каждого ребёнка, но отставание от норм на 2 месяца и более — повод обратить на это внимание. 

Ребёнок до 1 года учится:

  • в 0-1 месяц — реагировать на интонацию криком
  • в 1-3 месяца — гулить гласными звуками
  • в 3-6 месяцев — лепетать слогами (агу-гу, па-па-па)
  • в 6-9 месяцев — активно и разнообразно лепетать
  • в 9-12 месяцев — говорить первые слова (мама, папа)
  • в 1 год — говорить от 2 до 10 слов, указывать пальцем на предмет, понимать слово «нет»

К 1,5 годам ребёнок умеет: 

  • мотать головой «нет»
  • выполнять простые просьбы (например: «Пойди в комнату и принеси мишку».)
  • указывать на части тела
  • говорить до 100 слов, в том числе лепетных (ляля, бай-бай, ам-ам)
  • говорить простыми предложениями: «Мама, дай!»

В 2 года ребёнок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей (сходи в кухню и принеси чашку)
  • понимать значение предлогов (положи на стол, возьми в коробке)
  • понимать обобщающие наименования однородных предметов (любой стул — это стул)
  • пользоваться фразой из 2-4 слов: «Мама, пойдем гулять».

К двум годам ребёнок имеет словарный запас из 200-400 слов, в основном обозначающих игровые и бытовые предметы.

В 3 года ребёнок умеет:

  • выполнять инструкцию из двух частей. Например: «Сначала вымой руки, потом садись за стол»
  • называть свое имя, пол, возраст
  • выполнять задания с предлогами. Например: «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку»
  • называть цвета и формы предметов
  • рассказывать свои впечатления, мысли; понимать несложные сюжетные картинки
  • использовать предложения из трёх и более слов, использовать множественное число существительных и глаголов, союзы, предлоги

К трём годам словарный запас малыша состоит из 500 или более слов, в речи появляются сложные звуки: с, з, ц, ль.

К 4 годам ребёнок научится:

  • слушать длинные сказки и рассказы
  • задавать много вопросов, использовать слова: «кто» и «почему»
  • согласовывать название предметов с их признаками (шар какой? — синий, ваза какая? — синяя, перо какое? — синее, брюки какие? — синие)
  • называть предметы ласково (чашка — чашечка, кружка — кружечка, яблоко — яблочко)
  • согласовывать названия предметов с их количеством (один огурец, одна морковь, одно яблоко, два огурца, пять огурцов)
  • употреблять сложные предложения, говорить предложениями из 4-5 слов

В четыре года словарный запас ребёнка состоит из примерно 1500 слов, в речи появляются звуки: ш, ж.

В 5 лет ребёнок умеет:

  • называть свой адрес 
  • пересказывать, пользоваться предложениями из 5-6 слов
  • определять право и лево у себя, но не у других
  • считать до 10
  • понимать назначение предметов, называть, из чего они сделаны, и образовывать от материалов прилагательные (кастрюля из металла — металлическая, стакан из стекла — стеклянный, шарик из резины — резиновый)
  • называть  профессии, рассказывать, чем занимаются люди разных профессий
  • называть слова, противоположные по значению (большой-маленький, твердый-мягкий)
  • пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем глаголов ( я пойду, я пришёл, я иду)
  • употреблять все предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под)
  • управлять голосом: менять интонацию, громкость голоса,  выразительность
  • выделять звуки в слове: первый, последний

К пяти годам словарный запас ребёнка составляет около 3000 слов, в речи появляются звуки: л, р, рь.

В 6 лет ребёнок умеет: 

  • произносить правильно все звуки родного языка
  • использовать абстрактные и отвлеченные понятия 
  • пересказывать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма
  • рассказывать и пересказывать сказки и рассказы, пытаться выразить свое отношение к рассказу
  • самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам (банан, яблоко, груша — фрукты, машина, трамвай, автобус — наземный транспорт)
  • различать звуки речи на слух и в произношении
  • самостоятельно определять наличие звука в слове, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком, выделять ударный гласный, первый и последний звуки в слове

Словарный запас шестилетнего ребёнка состоит из примерно 4000 слов.

К 7 годам ребёнок ещё научится:

  • отвечать на вопросы полным ответом и задавать их
  • составлять рассказы о предмете по картине, серии сюжетных картинок
  • составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки
  • использовать слова с обобщающим значением (овощи, фрукты, ягоды)
  • использовать в речи синонимы (смелый — храбрый, смеяться — хохотать, большой — огромный), антонимы (веселый — грустный, сладкий — горький)

Что делать, если заметили, что речь ребёнка может не соответствовать нормам?

Самое главное — отнестись к своему наблюдению с интересом и спокойствием. Мы рассмотрели возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребёнка. Это усреднённые нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них, но это не значит, что развитие вашего ребёнка должно соответствовать всем пунктам по списку.

Ваш малыш неповторим.Он имеет право развиваться в своем темпе.Ваша задача, как родителей — помочь ему двигаться в нужном направлении, и, при необходимости, вовремя оказать ему помощь. 
Помните: вывод о нарушениях речевого развития ребёнка может сделать только специалист. Узнайте, соответствует ли речь вашего ребёнка возрастным нормам, на онлайн диагностике. Наши логопеды проведут обследование всех сторон речи и дадут свои рекомендации.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать
2 года назад
Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать

«Нельзя кричать на маму!», «Сбавь тон!», «Не смей бить брата!», «Хорошие девочки делятся с друзьями, дай Маше куклу поиграть». Что объединяет эти до боли знакомые фразы?  Все они запрещают ребенку выражать агрессию, проявляемую в той или иной форме. Мы, взрослые, часто видим в агрессии ребенка только помеху. Чего уж таить — иногда мы до жути […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Дружба между родителем и ребенком
2 года назад
Дружба между родителем и ребенком

«Мы с моим ребенком — лучшие друзья!». Казалось бы — какое трогательное заявление! Уверены, многие мамы и папы мечтают о том, чтобы иметь повод сказать то же. Однако не все так однозначно. Ведь что такое дружба? Согласно определению из словаря, дружбой называют «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов». Если первые два […]