Образ будущего ребенка
Недавно мы поднимали тему навязанных ролей, а теперь поговорим о близком понятии, в формировании которого навязанные роли принимают активное участие, — об образе ребенка вообще и его будущего в частности.
Хотя образ ребенка — это, в первую очередь, чувственное, эмоциональное явление, в его становлении играют роль и память, и воображение, и мышление. Он начинает складываться еще до беременности. Как правило, он более четкий и яркий у женщин — ведь девочек уже с детства стимулируют к играм в «дочки-матери». Но и у будущих пап, несомненно, есть некий образ ребенка, с которым они подходят к отцовству.
Все перечисленное помогает представить: какой мой ребенок сейчас, каким я хочу его видеть в будущем, что я могу для этого сделать сегодня?
Хотя мы условно разделяем представление о ребенке на «образ в прошлом», «образ в настоящем» и «образ в будущем», на деле это практически невозможно. Исходя из наших воспоминаний, мы интерпретируем его поведение здесь и сейчас, реагируем на него определенным образом и осмысливаем в плане представления о будущем ребенка.
Например, если родитель растит «чемпиона по боксу», драка в школе может и не повлечь за собой никакого наказания (возможно, даже вызовет гордость). А вот в том случае, если мы видим в ребенке продолжателя семейной династии дипломатов, подобное поведение вряд ли приведет к похвале и, скорее всего, встретит порицание.
В психике нет ничего лишнего, и образ ребенка выполняет важную функцию. Как мы сказали ранее, исходя из того, кого и в каких условиях мы воспитываем, мы выстраиваем свое поведение по отношению к ребенку.
Отслеживая родительские представления о себе, дети формируют образ собственного Я. Мальчик или девочка? Беспомощный или самостоятельный? «Послушный» или «Хулиган»? «Умница» или «Недотепа»? И позже этот образ себя ребенок несет в широкий мир за пределами семьи.
Что касается образа будущего ребенка, то, опираясь на него, и родители, и, позже, сам ребенок предпринимают определенные действия ради достижения неких целей и приближения этого желаемого будущего.
В идеале логика выстраивается следующим образом: мы видим реальные способности и возможности ребенка, на их основе формируем ожидания относительно его будущего и планируем шаги по их воплощению в реальность.
Однако, такой вариант развития событий встречается нечасто. Все потому, что на образ ребенка и его будущего влияют неосознанные нами фантазии, установки, собственные детские обиды, нереализованные амбиции, а также отношение окружающих к вам и самому ребенку.
Мы не всегда можем отделить особенности ребенка от наших субъективных представлений о нем — и вот в этот момент и формируются навязанные роли, о которых мы подробно говорим в другой статье. Они ограничивают ребенка и его спонтанность, мешают ему познать себя и раскрыть свой потенциал.
Опасность еще и в том, что в силу возраста ребенок воспринимает родительское представление о себе не критично, и потому даже самые нереалистичные и неприятные аспекты отношения к нему и его будущему принимаются им без сомнений.
С этими глубинными, «проглоченными» без критики представлениями труднее всего работать — и именно они во взрослом возрасте больше всего затрудняют самореализацию и путь к себе.
В связи с этим родителю необходимо быть очень чутким к своему поведению и словам в адрес ребенка, отслеживая — в данный момент я действую из реалистичного представления о нем или навязываю субъективный образ?
Осознавать имеющийся у вас образ будущего ребенка крайне важно. Возможно, даже стоить описать его на бумаге. Это поможет отделить фантазии от обоснованных ожиданий, увидеть свое поведение и его влияние на ребенка со стороны.