Общее недоразвитие речи. Что это?
Часто бывает так: родители пообщались с логопедом после обследования ребёнка, но так и не поняли, а какой диагноз поставил ребёнку логопед и что он означает. Как вообще читать диагнозы? Давайте разбираться.
Начнём с того, что логопеды не ставят диагнозы — этим занимаются врачи, — а пишут логопедические заключения.
Какими бывают логопедические заключения
В логопедическом заключении логопеды используют две классификации речевых нарушений: психолого-педагогическую и клинико-педагогическую.
- Психолого-педагогическая классификация предназначена для детских образовательных учреждений, в которых есть логопед или логопедическая группа. Эта классификация помогает определить детей в группы по сходным нарушениям. В индивидуальной работе эта классификация сама по себе не информативна.
- Клинико-педагогическая классификация помогает определить механизм нарушения речи и выстроить коррекционную работу для конкретного ребёнка.
Что означает заключение «ОНР»
Общее недоразвитие речи или ОНР, — это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте» [Логопедия, под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995 г.].
Это заключение относится к психолого-педагогической классификации и означает, что у ребёнка есть симптомы (проявления) нарушения речи. Такую картину дают многие речевые нарушения, особенно если родители не развивают речь ребёнка до 5 лет.
В этом поможет клинико-педагогическая классификация.
ОНР может быть симптомом при различных речевых расстройствах:
- моторной или сенсорной алалии
- детской афазии
- дизартрии
- вербальной агнозии
Без использования этих терминов логопеду будет непонятно, какие коррекционные методики применять в каждом конкретном случае. Между классификациями нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбору средств коррекции.
Как ОНР проявляется у ребёнка
Общее недоразвитие речи выражается в различной степени: от полного отсутствия до незначительных отклонений в развитии речи.
У детей с ОНР есть типичные проявления, которые, несмотря на различную природу дефектов, указывают на системные нарушения речевой деятельности:
- позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
- ребенок после 5 лет допускает много грамматических ошибок в речи и не выговаривает многие звуки и слова;
- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок понимает обращённую к нему речь, но сам не может правильно выразить свои мысли;
- речь малопонятна окружающим.
Уровни речевого развития
Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
- I уровень: отсутствие речи. Это группа так называемых «неговорящих детей». Тем не менее, у них есть «лепетная речь». Дети могут общаться звукоподражаниями: «му-му», «ав» и т.д.
- II уровень. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Развитие речи и произношение таких детей значительно отстают от возрастной нормы.
- III уровень: речь фразовая, развёрнутая, но в ней много грамматических ошибок, неточных слов. В речи ребёнка преобладают существительные и глаголы, при этом недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нарушено звукопроизношение, трудности в произнесении сложных слов. Описанные пробелы в развитии речи более отчетливо проявляются при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.
- IV уровень: речь невнятная, звуки в речи недостаточно чёткие, ребёнок переставляет слоги и звуки в отдельных словах, сокращает окончания слов и употребляет неправильные падежные окончания.
Каждый уровень речевого развития характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и его вторичных проявлений, от которых зависит формирование компонентов речи. Переход с одного уровня на другой происходит с появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания.
Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.
Что делать родителям, если у ребенка ОНР
Общее недоразвитие речи — это довольно неприятное, комплексное нарушение речи, которое, вполне можно преодолеть за 2-3 года — при условии систематической работы ряда специалистов. Кроме логопеда, ребенку с ОНР желательно получить консультации невролога, сурдолога и дефектолога. С отдельными проявлениями общего недоразвития речи поможет справиться опытный логопед даже на онлайн занятиях. Онлайн можно исправить:
- нарушение звукопроизношения,
- нарушение слоговой структуры слова,
- недоразвитие связной речи,
- нарушение фонематического восприятия.