Ошибки в письменной речи. Что делать, чтобы их было меньше?

Какие ошибки на письме случаются, если речевая функция «ломается»?

Речь — сложный многосоставной процесс. Чтобы написать даже самое простое слово типа «мама» или «рука», у человека включаются совершенно разные, казалось бы, не связанные между собой высшие психические функции.

Что должен уметь ребенок, чтобы написать хоть одно слово?

Символизировать

Во-первых, ребенок должен знать, что такое «буква» — его мозг должен уметь соотнести определенный звук речи с его письменным образом — графемой. Буква — это символическое обозначение речевого звука. У звука [а] символ — это буква А. 

Так вот, если ребенок не научился символизировать, например играть, потому что игра — это и есть символизация: когда малыш символически назначает листик с дерева купюрой и идет ей расплачиваться в символический магазин из песочницы за символический хлеб из камня, — то в будущем написать слово у него не получится.

Различать звуки

Во-вторых, он должен уметь различать звуки речи между собой. Звуки, так же, как и люди, все со своими особенностями, со своими индивидуальными характеристиками. У каких-то звуков некоторые характеристики могут пересекаться между собой, но не бывает двух одинаковых звуков, полностью совпадающих по своим характеристикам. Звуки [с] и [ш] оба согласные, оба твердые, для того чтобы произнести оба этих звука, надо дуть, но только в артикуляции звука [c] язык упирается в нижние зубы, а в звуке [ш] поднимается наверх. За счёт этого они слышатся по-разному. Но если ребенок на слух этих различий не слышит, то есть у него не развито фонематическое восприятие, для него слова «мишка» и «миска» звучат одинаково. Произносить и писать их он, соответственно, тоже будет с ошибками.

Само собой, у ребенка должны быть нормальный слух (биологический, не речевой) и нормальное зрение, чтобы он мог слышать речь других людей и видеть, что пишет.

Помнить графемы

Также ребенок должен помнить, как выглядит буква (графема), помнить, как ее написать, потому что для каждой буквы есть своя моторная программа (кинема), и помнить, что именно ему нужно записать.

Анализировать

А когда он услышал и запомнил слово, которое ему нужно записать, у него включается еще одна неочевидная для человека, не знакомого с логопедией, классная функция — анализа. Звукового (фонематического) анализа слова. То есть, мозг определяет, из каких звуков состоит слово и в каком порядке они все находятся друг за другом. Он понимает например, что в слове «страна» после звука [р] идет звук [а], а потом [н], потом [а]. И еще включается функция фонематического синтеза — соединения маленьких частей (звуков) в одно целое (в слово).

Переключаться

Когда ребенок начал писать слово, ему нужно уметь переключаться от написания одной графемы к написанию другой. В противном случае, маленький человек может написать вместо «слон» «слооон», застряв на букве О, или повести какую-нибудь закорючку в букве не вверх, а вниз.

Ориентироваться в пространстве и времени

Помимо всего прочего, находясь здесь и сейчас, в пространстве и времени, ребенок должен понимать в каком именно пространстве он находится и какое именно сейчас время. У него должны быть сформированы пространственно-временные представления. Он должен видеть, что в том месте, в котором он находится, слева от него расположен мяч, справа — мама, сзади — медведь и впереди — большие перспективы (шутка). Так же и на листе бумаги он должен ориентироваться, где начало строки, где центр листа, и куда пойдет строка.

И все это должно происходить в мозге в один момент времени. Еще и внимание, пока пишешь, например, слова «большая страна», нужно удержать, а еще — усидеть на месте, чтобы дописать словосочетание до конца, а не убежать разглядывать облака, похожие на голубей (символизация!), оставив на строке только начало фразы — «боль…».

Ломается одна функция — ломается вся система, и случаются ошибки. Хорошая новость в том, что если заметить отклонение от курса (нарушение какой-то функции) на ранней стадии, курс можно скорректировать, и если постараться, продолжительно и стабильно заниматься с логопедом — выйти в норму.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Нормы речевого развития
2 года назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]