Ошибки в письменной речи. Что делать, чтобы их было меньше?
Какие ошибки на письме случаются, если речевая функция «ломается»?
Речь — сложный многосоставной процесс. Чтобы написать даже самое простое слово типа «мама» или «рука», у человека включаются совершенно разные, казалось бы, не связанные между собой высшие психические функции.
Что должен уметь ребенок, чтобы написать хоть одно слово?
Символизировать
Во-первых, ребенок должен знать, что такое «буква» — его мозг должен уметь соотнести определенный звук речи с его письменным образом — графемой. Буква — это символическое обозначение речевого звука. У звука [а] символ — это буква А.
Так вот, если ребенок не научился символизировать, например играть, потому что игра — это и есть символизация: когда малыш символически назначает листик с дерева купюрой и идет ей расплачиваться в символический магазин из песочницы за символический хлеб из камня, — то в будущем написать слово у него не получится.
Различать звуки
Во-вторых, он должен уметь различать звуки речи между собой. Звуки, так же, как и люди, все со своими особенностями, со своими индивидуальными характеристиками. У каких-то звуков некоторые характеристики могут пересекаться между собой, но не бывает двух одинаковых звуков, полностью совпадающих по своим характеристикам. Звуки [с] и [ш] оба согласные, оба твердые, для того чтобы произнести оба этих звука, надо дуть, но только в артикуляции звука [c] язык упирается в нижние зубы, а в звуке [ш] поднимается наверх. За счёт этого они слышатся по-разному. Но если ребенок на слух этих различий не слышит, то есть у него не развито фонематическое восприятие, для него слова «мишка» и «миска» звучат одинаково. Произносить и писать их он, соответственно, тоже будет с ошибками.
Само собой, у ребенка должны быть нормальный слух (биологический, не речевой) и нормальное зрение, чтобы он мог слышать речь других людей и видеть, что пишет.
Помнить графемы
Также ребенок должен помнить, как выглядит буква (графема), помнить, как ее написать, потому что для каждой буквы есть своя моторная программа (кинема), и помнить, что именно ему нужно записать.
Анализировать
А когда он услышал и запомнил слово, которое ему нужно записать, у него включается еще одна неочевидная для человека, не знакомого с логопедией, классная функция — анализа. Звукового (фонематического) анализа слова. То есть, мозг определяет, из каких звуков состоит слово и в каком порядке они все находятся друг за другом. Он понимает например, что в слове «страна» после звука [р] идет звук [а], а потом [н], потом [а]. И еще включается функция фонематического синтеза — соединения маленьких частей (звуков) в одно целое (в слово).
Переключаться
Когда ребенок начал писать слово, ему нужно уметь переключаться от написания одной графемы к написанию другой. В противном случае, маленький человек может написать вместо «слон» «слооон», застряв на букве О, или повести какую-нибудь закорючку в букве не вверх, а вниз.
Ориентироваться в пространстве и времени
Помимо всего прочего, находясь здесь и сейчас, в пространстве и времени, ребенок должен понимать в каком именно пространстве он находится и какое именно сейчас время. У него должны быть сформированы пространственно-временные представления. Он должен видеть, что в том месте, в котором он находится, слева от него расположен мяч, справа — мама, сзади — медведь и впереди — большие перспективы (шутка). Так же и на листе бумаги он должен ориентироваться, где начало строки, где центр листа, и куда пойдет строка.
И все это должно происходить в мозге в один момент времени. Еще и внимание, пока пишешь, например, слова «большая страна», нужно удержать, а еще — усидеть на месте, чтобы дописать словосочетание до конца, а не убежать разглядывать облака, похожие на голубей (символизация!), оставив на строке только начало фразы — «боль…».