Сензитивные периоды: что это? И почему они так важны

Родители помогают ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учат хорошим манерам. Родителям, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. 

Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом — выталкивать из себя знания и умения. 

Знакомимся с сензитивными периодами развития

Сензитивный означает «чувствительный». Сензитивные периоды наиболее благоприятны для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. 

Как пример, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка желательно учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

«Никогда более ребенку не удается так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период»

Ребенок лучше обучается тем или иным умениям в сензитивный период. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный период пройдет без пользы для ребенка. Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку  практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Мария Монтессори считала период от 0 до 6 лет самым важным в жизни человека. Все остальное надстраивается и развивается на его основе. Она выделила несколько таких сензитивных фаз, которые длятся в определенный период от 0 до 6 лет. 

Сензитивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года: дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года: малыш сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

В возрасте 2.5 – 3 лет малыш часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлеченно обводят буквы из шершавой бумаги.

Поэтому в возрасте 4.5 – 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать свое имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов к обучению и хочет учиться читать.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность вовремя упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи. 

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем нуждается в конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в развитии всех детей, независимо от расы, национальности и темпов развития.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Мы говорим о разумном развитии — следовании за темпами ребенка, за его природными особенностями. Каждому навыку — свое время, а попытки ускорить развитие приводят к фрустрации малыша. Это время может быть упущено, если навязывать несвоевременные занятия. 

Как определить сензитивные периоды у своего ребенка

Сензитивные периоды протекают плавно, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить длительность, точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребенок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для ее организации.

Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода

У ребенка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам. Как когда он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задает вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Такое внимание показывает нам, что он в сензитивном периоде развития языка, а именно — чтения.

Ребенок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с огромным энтузиазмом, энергией, усердием. Когда учится вставать, то держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встает, снова падает, может удариться и заплакать.

Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать.

Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такое активное движение говорит нам, что начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.

Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребенка к усталости и апатии. Наоборот, его активность возрастает, он становится все более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами. Дошкольники много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причем рисуют они каждый день и подолгу. Таким образом ребенок неосознанно готовит руку к письму.

Если в момент деятельности ребенка прерывают или мешают его деятельности, он проявляет крайнее недовольство. Это стресс, когда малыш увлечен и кто-то его позвал или прервал. Он не чувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому может вести себя совершенно неадекватно.

Удовольствие и радость, которые появляются у ребенка после выполнения деятельности. Несмотря на длительность занятия, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребенок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — показать рисунок или аппликацию.

Ребенок в сензитивном периоде легко учится, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и просто не происходит.

Что делать, если окна возможностей уже закрылись

Если сензитивные периоды уже упущены, мы не сможем их вернуть. Но не стоит отчаиваться или винить себя, дети не такие уж хрупкие — они гибкие, сильные и стойкие. Присмотритесь, ведь прямо сейчас ребенок демонстрирует свой новый интерес. Поэтому сосредоточьтесь на том, чтобы предоставить как можно больше возможностей для реализации текущих потребностей.

Упущенные навыки можно прививать постепенно:

  • Начались с дошкольником конфликты по поводу порядка — придется набраться терпения и постоянно напоминать ребенку о необходимости убирать за собой.
  • Пропустили этап ползания — можно будет наверстать играми в лабиринтах или скалолазанием. У ребенка это не будет вызывать особой радости и интереса, ему понадобится приложить больше усилий, но навыки он усвоит. Пусть и не так идеально, как в сензитивном периоде.
  • Не услышали от малыша первых слов и фраз до 2 лет — обращайтесь к логопеду.

Когда вы видите потребности своего малыша, отзываетесь на них и улучшаете среду, то капризы, истерики и нытье уходят. Настает время положительных эмоций: радости, гордости от успехов, увлеченности. Теперь ребенок занят действительно важными занятиями, которыми интересуется на пике своей восприимчивости.

Как видите, на самом деле ничего сложного –– вы это и сами интуитивно чувствовали и знали. Теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, внимательно наблюдаете за ребенком и даете развиваться согласно его природе.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Уважать нельзя ругаться
2 года назад
Уважать нельзя ругаться

Конфликты сопровождают нас повсюду. В самом широком понимании, конфликт — это любое столкновение интересов. И если у животных есть только три варианта поведения в подобной ситуации — «бей», «беги» или «замри», — то у людей репертуар должен быть намного шире. К сожалению, мы не рождаемся с набором стратегий конструктивного разрешения конфликта. Познакомить с ними ребенка […]

Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать
2 года назад
Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать

«Нельзя кричать на маму!», «Сбавь тон!», «Не смей бить брата!», «Хорошие девочки делятся с друзьями, дай Маше куклу поиграть». Что объединяет эти до боли знакомые фразы?  Все они запрещают ребенку выражать агрессию, проявляемую в той или иной форме. Мы, взрослые, часто видим в агрессии ребенка только помеху. Чего уж таить — иногда мы до жути […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
2 года назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]