Сказкотерапия: что это?
Само название этого популярного направления психологической работы — «сказкотерапия» — звучит, с одной стороны, привлекательно, а с другой — сомнительно.
Обычно перспектива встречи с психологом пугает (неважно, сам взрослый готовится посетить специалиста или собирается вести к нему ребенка). Но когда речь заходит о сказке, кажется, что ничего серьезного нас не ждет, — одно сплошное развлечение. И, хотя бояться нечего, значительных результатов тоже ждать не приходится.
Однако это в корне неверно.
А кто из нас может похвастаться настоящей эмоциональной зрелостью? «Что-то я не вижу леса рук», — как говорят педагоги старой школы. Так что не стоит недооценивать сказкотерапию.
Как работает сказкотерапия?
Механизм ее работы заключается в применении сказки как инструмента решения:
- психологических
- педагогических
- психотерапевтических задач, прежде всего в работе с детьми.
Недаром сказка является формой передачи опыта от поколения к поколению — наши предки знали, что именно так ребенок лучше всего усваивает информацию. Малыши воспринимают мир через эмоции и чувства.
Сказочные герои, действующие не так, как в привычной жизни, яркие детали, нескрываемая вымышленность сюжета — все это стимулирует возникновение ярких эмоций широкого спектра, от радости до страха и гнева.
Благодаря своей «комплементарности» возрастным особенностям психики ребенка сказка активно применяется для решения психолого-педагогических задач. Ни один день в детском саду не проходит без сказок, которые, как правило, нацелены на развитие морально-нравственных качеств дошкольника, его отзывчивости и терпимости, а также привитие ему навыков социального взаимодействия с окружающими, вежливости и сдержанности.
Кроме того, в форме сказки детей знакомят с миром природы и правилами обращения с ней, необходимостью уважительного и бережного отношения к животным и растениям. Поэтому в помощниках у главного героя оказываются то березка, то коровка, то серый волк.
Важно обсуждать сказку
Однако важно подчеркнуть, что одного прочтения сказки недостаточно. Так ребенок воспримет только сюжет, тогда как нашими целями являются понимание идейного содержания произведения и влияние на личность ребенка. Для этого необходимо последующие обсуждение сказки со взрослым, иначе скрытый смысл повествования не будет доступен детям.
Лепить, рисовать, изображать героев сказки
Еще лучше, если прочитанное станет основой для творческих занятий. Это поможет детям воплотить и осознать чувства, рожденные сказкой, сформулировать свой собственный отклик на произведение. Поэтому всяческих колобков и козлят хорошо бы лепить, рисовать и изображать в семейных постановках — все это обогатит фантазию ребенка и поспособствует развитию его уверенности в себе и эмоционального интеллекта. И не стоит слишком увлекаться покупкой готовых игрушек, изображающих сказочных героев, — в этом случае воображение как раз отдыхает.
Но все перечисленные возможности сказки имеют незначительное отношение к сказкотерапии как таковой. Если мы говорим о сказке как об инструменте психотерапевта или психолога, ее задачи будут другими — коррекция поведения и эмоционального состояния, работа с психологическими травмами и др. В этом случае сказка подбирается индивидуально под проблему клиента. Еще чаще сказка специально сочиняется терапевтом — так могут быть учтены все нюансы клиентской ситуации.
Структура психотерапевтической сказки
Упрощенно структуру психотерапевтической сказки можно представить следующим образом.
В первой части описывается проблема, схожая с проблемой клиента. Герой сказки выбирается таким образом, чтобы ребенку было легко отождествить себя с ним: он должен быть привлекательным и соответствовать возрастным особенностям. Так, для девочки-дошкольницы подходящими вариантами будут юная принцесса или кошечка, а вот для школьников лучше выбирать реалистичных персонажей — мальчика или девочку того же возраста.
Затем описываются варианты разрешения проблемы и, в заключении, — благополучный исход ситуации. Различные пути, предлагаемые сказкотерапевтом, необходимо обсуждать с ребенком и проигрывать их. Параллельно с чтением сказки ребенку предлагается выбрать игрушки и проиграть сказочный сюжет самому.
В итоге ребенок получает опыт конструктивного разрешения ситуации, который может применить в реальной жизни.
Давайте рассмотрим пример такой терапевтической сказки — ведь для совладания с повседневными трудностями их могут сочинять сами родители. Предположим, что ваш ребенок раздражает окружающих своим вызывающим поведением, которым пытается привлечь к себе внимание.
Какой образ выбрать для главного героя? Ежик вполне подойдет — такие дети выглядят колючими и не вызывают желания их приласкать, хотя именно этого они и хотят.
Пример терапевтической сказки
Сначала опишем поведение такого хулигана — подробно расскажем, как он разбрасывает одежду дома, перебивает воспитательницу в саду и ломает игрушки других детей, как злятся на него окружающие. А потом продемонстрируем иной вариант — введем в сказку волшебника, пусть покажет ежику сон про то, как к нему будут относиться, если он станет вести себя по-другому.
В красках изобразим мамину радость от аккуратно сложенной пижамы, гордость воспитательницы после правильного ответа на вопрос, восхищение детей, которым ежик поможет построить огромный песочный замок (вместо того, чтобы разрушить его, как прежде). Проснувшись, ежик, конечно, выберет новый вариант поведения.
Сказка может «сработать» сразу, а может — спустя некоторое время. Не давите на ребенка с моральными увещеваниями («Вот ежик изменился, а ты все тот же!»). Меняйте сюжет и героев, чтобы не надоесть малышу. И расскажите о своих чувствах — о том, как вам было бы приятно, если бы вы были на месте мамы образумившегося ежика.