Что такое «эмоциональный интеллект»

Однажды Таня стала мамой. И поскольку Таня — человек ответственный, к материнству она готовилась основательно. Читала много книг про родительство и на блоги психологов подписалась. Именно оттуда Таня узнала про модное словосочетание «эмоциональный контейнер». 

Такой каждому родителю надо отрастить где-то у себя в душе, чтобы помещать туда детские эмоции. Взрослый тогда является хорошим контейнером, когда способен пережить вместе с ребенком любое чувство (даже ярость и ненависть), тем самым посылая маленькому человеку сообщение: «С тобой все нормально! Так бывает, это проходит, а я всегда с тобой. Я тебя вижу и понимаю».

И Таня принялась было контейнировать свое орущее новорожденное чудо, но быстро осознала — существует одна проблема.

Прежде чем «поместить» эмоцию в «контейнер», ее надо назвать.

А вот с этим у Тани случился затык. Все, что приходило ей в голову, — «Ты расстроился». И отчего-то казалось Тане, что такого отражения недостаточно.

Конечно, Таня права, и спектр человеческих эмоций куда шире, даже если речь идет о младенце. Для того, чтобы распознавать их, у человека формируется особая способность, обозначаемая специалистами как эмоциональный интеллект. 

Маску на себя: сначала разбираемся в своих переживаниях

К сожалению, стимулируя развитие ребенка, мы в последнюю очередь думаем о необходимости формирования данной способности — зато записываем детей в многочисленные кружки и секции, думая, что готовим им блестящее будущее. 

Это весьма прискорбно, поскольку человек с развитым эмоциональным интеллектом с гораздо большей вероятностью вырастет счастливым, чем тот, кто обладает академическими знаниями или спортивными умениями, но не разбирается в собственных переживаниях.

Как управлять переживаниями

Стоит отметить, что в эмоциональный интеллект, помимо понимания собственных эмоций, входят способности к пониманию эмоций окружающих, а также к управлению переживаниями (как своими, так и чужими).

Эмоциональный интеллект начинает формироваться еще во младенчестве, и для ребенка это жизненно необходимая способность.

Эволюцией в психике заложен механизм, благодаря которому дети всеми силами стремятся нравиться «своему взрослому». Еще не умея осознанно двигаться, малыши уже вовсю улыбаются в ответ на нашу радость и плачут, если чувствуют негативные переживания. Такая настройка призвана показать родителю: «Я такой же, как ты! Не бросай меня, я без тебя не выживу!».

Как обозначать эмоции

Достаточно хороший родитель в стабильном эмоциональном состоянии в моменты возникновения бурных эмоций называет как свои переживания, так и чувства ребенка: «Ты негодуешь — укол был неприятный. Я сочувствую тебе, дорогой. Мне очень жаль, что я заставляю тебя пережить боль, но так нужно для твоего здоровья». 

Со временем, овладев речью, ребенок сможет самостоятельно обозначать эмоции, которые испытывают окружающие люди или он сам: «Мне так весело рисовать на обоях, а вот мама почему-то злится…».

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Еще одна задача эмоционального интеллекта, как было указано выше, — это регуляция своего состояния. 

Распознанная эмоция поддается управлению.

Другими словами, обладатель развитого эмоционального интеллекта знает не только о том, что с ним происходит, но и о том, как с этим быть. Например, если у меня отбирают лопатку в песочнице, я злюсь или грущу. И правильным будет не лупить обидчика этой же лопаткой по голове, а громко заявить о своем несогласии. 

Не сработало? Позову маму, пусть разбирается, пока я рыдаю, выпуская наружу обиду и злость. А потом мама меня еще и утешит, и все будет хорошо.

Тесты для самодиагностики уровня развития эмоционального интеллекта

К сожалению, среди нас мало людей с достаточно развитым эмоциональным интеллектом. Мы не то что ребенка — сами себя понять не можем. Существуют специальные тесты для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта. И их проходят даже не все психологи.

Часть таких тестов связана с распознаванием эмоций по фотографиям, вы легко найдете подобные задания в интернете. Другие предполагают называние верных эмоций участников некой ситуации. Испытуемым необходимо предположить, какую эмоцию испытывает ребенок, когда заявляет: «Я ненавижу свою сестру!», «Это моя игрушка, я не хочу ни с кем делиться!» и др.

В таких случаях, мы, родители, как правило испытываем возмущение и стыд за собственных детей. Эти слова кажутся нам настолько вопиющими, что мы забываем подумать о чувствах ребенка, предшествовавших возмутившему нас высказыванию. 

И тогда мама или папа предпочитают наказать или отругать, вместо того чтобы разобраться в причинах. Имея развитый эмоциональный интеллект, мы бы проходили через подобные ситуации более конструктивно.

Как развить собственный эмоциональный интеллект 

В первую очередь, подмечая и называя свои эмоции в момент их возникновения. Специалисты советуют ставить будильник, чтобы несколько раз в день прислушиваться к себе: что именно я сейчас чувствую? Какие мысли это вызывает? Что я могу сделать для себя в этом состоянии? 

Может быть, я раздражена, потому что голодна, но не заметила этого. И тогда небольшой перекус предотвратит конфликт с тем, кто мог попасть мне «под горячую руку». Анализ эмоций, пережитых в течение дня, можно проводить вечером — просто обдумывая то, что произошло, или заполняя дневник чувств.

Как развивать эмоциональный интеллект ребенка

Для развития эмоционального интеллекта детей, помимо бесед о чувствах, полезным будет обсуждение книг. Сейчас в продаже можно найти множество изданий для детей, посвященных эмоциям и чувствам. 

Они, несомненно, полезны, но не обязательны к покупке — даже самые простые сюжеты привычных художественных произведений дают возможность познакомиться с переживаниями героя и пофантазировать о том, что сам ребенок мог бы испытывать в похожей ситуации.

Современный мир крайне нестабилен и непредсказуем. Стремясь подготовить ребенка к жизни, мы не должны зацикливаться на академическом интеллекте. Полученные в детстве знания могут никогда не пригодиться. 

А эмоциональный интеллект — это та способность, которая будет актуальна при любых обстоятельствах. Развивая его, мы делаем по-настоящему значимый вклад в будущее детей.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе
2 года назад
Выгорание логопеда: как распознать и вовремя помочь себе

«Мне не хочется идти на работу, а ведь когда-то я ею горел (-а)» «Я не вижу никакой отдачи, работаю будто впустую — результата нет» «На работе я так устаю, что дома не хочу ни с кем общаться» «Я потерял (-а) интерес к детям на работе» Знакомые мысли? Мы можем не произносить эти слова вслух из […]

Логомассаж. Кому и для чего необходим
2 года назад
Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей. Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения […]

Репка
2 года назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Уважать нельзя ругаться
2 года назад
Уважать нельзя ругаться

Конфликты сопровождают нас повсюду. В самом широком понимании, конфликт — это любое столкновение интересов. И если у животных есть только три варианта поведения в подобной ситуации — «бей», «беги» или «замри», — то у людей репертуар должен быть намного шире. К сожалению, мы не рождаемся с набором стратегий конструктивного разрешения конфликта. Познакомить с ними ребенка […]

Артикуляционная диспраксия
2 года назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать
2 года назад
Почему мы боимся детской агрессии и что с ней делать

«Нельзя кричать на маму!», «Сбавь тон!», «Не смей бить брата!», «Хорошие девочки делятся с друзьями, дай Маше куклу поиграть». Что объединяет эти до боли знакомые фразы?  Все они запрещают ребенку выражать агрессию, проявляемую в той или иной форме. Мы, взрослые, часто видим в агрессии ребенка только помеху. Чего уж таить — иногда мы до жути […]