Логомассаж. Кому и для чего необходим

Как только к логопеду приводят ребёнка с речевыми нарушениями, тут же задают вопрос: «Когда начнёте логопедический массаж?». О пользе логомассажа отцы и матери узнают из интернет-порталов или от других родителей.

Узнав о положительном влиянии этого метода на речевые расстройства, они укрепляются в своём намерении добиться с его помощью  наилучшего эффекта. При этом в особенностях проведения логомассажа есть нюансы, которые родителям нужно иметь в виду.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж — это разработка мышц лица и языка. 

У одних детей может быть вялый язык, у других, наоборот, повышен тонус языка. Некоторые дети просто не могут повернуть или поднять язык — все эти проблемы влияют на речевое развитие. Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей лица, губ, языка.

Чем отличается ручной логопедический массаж от зондового? 

При ручном массаже логопед разминает лицо и язык ребёнка рукой. При зондовом массаже логопед использует специальные логопедические зонды. Зонды позволяют одновременно воздействовать на лицо, губы и язык. Логопед проводит массаж в игровой форме и предварительно снимает страх ребёнка перед зондом: для каждого зонда придумывают «ласковые названия», например, игольчатый зонд мы называем «ёжик». Малыш сначала может прикоснуться к нему своей рукой и почувствовать, что прикосновение совсем не вызывает болезненных ощущений. Затем «ёжик» отправляется в рот к малышу — искать грибочки и яблочки. 

Для чего нужен логопедический массаж? 

Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата — мышц щёк, губ, языка, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объёма движения языка. Назначать процедуру не стоит всем подряд или, как говорится, на всякий случай — такой массаж нужен только при необходимости. Он показан при определённых нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щёк, губ, а также мимических мышц.

Логопедический массаж рекомендован при следующих нарушениях:

  • дизартрия — нарушения иннервации мышц речевого аппарата;
  • ринолалия;
  • механическая дислалия (укороченная подъязычная складка);
  • заикание.

Есть ли противопоказания к проведению логопедического массажа?

Прежде чем назначать массаж, логопед или невролог проводит обследование подвижности артикуляторных органов (губ, щёк, языка). Также специалист проверяет наличие противопоказаний к проведению логомассажа. Вот список противопоказаний:

  • наличие судорог, судорожной готовности в анамнезе;
  • эпилепсия;
  • лихорадочное состояние;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболочки глаз);
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • диатезы и другие аллергические реакции;
  • стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • герпес на губах;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • тошнота, рвота;
  • ОРВИ;
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

Родители, будьте бдительны!

Часто логопедический массаж назначают, когда у ребёнка нет нарушений тонуса и иннервации мышц речевого аппарата. Что в таком случае хотят скорректировать с помощью логопедического массажа, непонятно. Массаж может помочь там, где речь идёт о коррекции звукопроизношения (если ребёнок искажает звуки родного языка).

Важно: если речи нет, то ребёнок не заговорит от проведения логомассажа.

В случае с неговорящими детьми некоторые специалисты ссылаются на активацию посредством массажа определённых зон головного мозга, связанных с речью. Возможно, такой подход и принесёт пользу в комплексе с другими методами, однако он не может применяться в качестве основного или даже одного из основных.

Особенно логопедический массаж любят назначать в государственных поликлиниках. Процедура выглядит значимо в глазах родителей: большую часть времени на занятии тратят на массаж или назначают курсами по 10-20 процедур.

Также нецелесообразно делать логопедический массаж без следующей за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков. Логопедический массаж позволяет подготовить артикуляторные органы для последующей работы. Например, у ребёнка нарушена подвижность губ. Логопед делает массаж зоны губ, после чего сразу проводит пассивную и активную гимнастику для губ (необходимую для формирования уклада определённых звуков).

По аналогии с мышцами: перед основной нагрузкой им нужен разогрев. При этом, если в течение 15 занятий только разогреваться и не переходить к основной тренировке, после такого «курса» вряд ли получится увидеть осязаемый прогресс.

Логопедический массаж — дело добровольное

По разным причинам ребёнок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, у него могут быть уже сформированы негативные ассоциации с любыми лечебными манипуляциями, или малыш не хочет, чтобы незнакомая тётя залезла ему в рот.

В конце концов, процедура может быть болезненной, особенно для людей с низким болевым порогом. В таком случае логопед пытается подготовить ребёнка и наладить с ним контакт. Не получается?

Насильно проводить массаж не стоит.

Если вы утешаетесь тем, что четверть часа ребёнок проплачет, зато будет несомненный эффект для речи, то мы должны вас заверить: это возымеет обратный эффект.

Чтобы логопедический массаж принёс пользу малышу, процедуру не нужно выполнять против его воли — ни при каких условиях. Если ребёнок сопротивляется, он напрягается, а значит, качественное проведение массажа невозможно.

Массаж как волшебная кнопка

Всегда есть соблазн поиска волшебной кнопки, при нажатии на которую у детей пропадут все проблемы с речью. Логопедический массаж может оказать хорошую помощь, но это всего лишь один из инструментов, который срабатывает при правильном применении, и не соло, а в комплексе с другими методами развития речи.

В том, что речь ребёнка малопонятна, виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов. Одновременно с этим у ребёнка может быть недоразвитие фонематического слуха, нарушения слоговой структуры слова и грамматического строя речи.

Поэтому системный подход к коррекции общего и речевого развития так важен.

Если ребёнку назначили логопедический массаж

Постарайтесь подробно узнать у логопеда: 

1). Для решения каких задач это нужно и чего конкретно мы ждём от процедуры:

  • грамотный специалист подробно вам расскажет какие трудности есть у ребенка в артикуляции, и как массаж поможет их преодолеть
  • если массаж назначен не для решения конкретных задач, от процедуры лучше отказаться, даже если она бесплатная.

2). Будет ли массаж сопровождаться артикуляционной гимнастикой и/или постановкой звуков:

  • необходимый эффект после массажа закрепляется артикуляционными упражнениями и звукопостановкой сразу после процедуры
  • нецелесообразно делать логопедический массаж без следующей за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков.

3). Нет ли у ребенка противопоказаний к логопедическому массажу. Список противопоказаний есть выше

Если логомассаж назначили целесообразно, и его будет проводить квалифицированный специалист, прислушайтесь к его рекомендациям. Возможно, будет необходимо дублировать некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики дома, чтобы помочь ребёнку быстрее и легче обрести чистую и внятную речь.

Не нашли ответа?

Задайте свой вопрос нашим экспертам, и они попробуют ответить на него в одном из следующих материалов

Читайте также

Запуск речи: специалист или родитель?
4 месяца назад
Запуск речи: специалист или родитель?

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, которые произнес малыш. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка. Первая мысль родителей: можно заниматься запуском речи с ребенком дома, […]

Как проходит диагностика онлайн
8 месяцев назад
Как проходит диагностика онлайн

Онлайн логопедия: миф или реальность? До недавнего времени большинство родителей представляли себе логопеда женщиной в белом халате в поликлинике в скучном кабинете, с зондами в руках и кучей картинок на столе. Время прошло, и логопед плавно, кроме опыта и знаний, приобрел навык включать в себе детского аниматора, чтобы ребенку было не только полезно, но и […]

Репка
6 месяцев назад
Репка

Сознавайтесь — сколько раз вы подавляли зевоту, читая малышам сказки? Особенно самым маленьким  — и самые простые сказки. У редкого родителя «Колобок», «Теремок» и «Репка» не вызывают тоски. Однако не зря эти древние истории дожили до наших дней. Давайте попробуем найти скрытый смысл в последней из указанных сказок  — в «Репке». Где родители в сказке? […]

Артикуляционная диспраксия
4 месяца назад
Артикуляционная диспраксия

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и как ее преодолеть. Что такое диспраксия Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.  […]

Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»
5 месяцев назад
Оборотная сторона самопожертвования: психологический разбор сказки «Айболит»

Наверняка вы без труда назовете признак, объединяющий практически все книги для детей дошкольного возраста. В историях для малышей очень выпукло прорисованы добрые и злые персонажи. Тут нет места разночтениям — царевич всегда хороший, а Кощей — плохой; хороший побеждает, а плохой получает заслуженное наказание.  Однако мы, взрослые, знаем, что в реальной жизни все намного сложнее, […]

Нормы речевого развития
8 месяцев назад
Нормы речевого развития

«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться? Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным […]